Общество Учить врачей больше негде?

Ксения Сорокина
№29 (739) 21.07.2010

Выпускники медицинского факультета ПетрГУ бьют тревогу: в этом году у них могут возникнуть проблемы с интернатурой. А это значит, что все шесть лет учебы в университете окажутся напрасными. Чтобы стать полноценным врачом, интернатура необходима. Без нее на работу не берут.

Что делать?

– Мы сейчас все в растерянности, – говорит петрозаводчанка Людмила Гусева. – Мой сын окончил медфак в этом году. Он уже давно заключил договор с одной из больниц, что будет у них работать в качестве интерна, поэтому мы и не беспокоились. А тут нас вдруг огорошили: мол, в России полным ходом идет реформа медицинского образования и больничную интернатуру как таковую отменили. Финансировать ее больше никто не будет. Конечно, есть возможность остаться в так называемой «клинической» интернатуре при университете. Но там все места еще зимой распределили, да и было их совсем немного. К тому же там надо учиться два года, а в больнице интерны работают год. Что нам теперь делать, ума не приложу.

По словам Людмилы Гусевой, родители многих выпускников нашего медфака уже оборвали телефоны факультета. И все равно конкретного ответа на свой вопрос получить не смогли. Их утешают только тем, что в подобной ситуации сейчас оказались выпускники медицинских факультетов по всей России. Но бывшим студентам от этого не легче.

– Я сына шесть лет учила, а теперь его еще и в армию могут забрать, – вздыхает Людмила Гусева. – Он ведь теперь «недоделанный» специалист получился – учебу дальше не продолжить и работать еще нельзя. Я уже сама готова заплатить за его интернатуру, но такой вопрос пока даже не обсуждается!

Странно, но в Больнице скорой медицинской помощи, куда мы обратились за разъяснениями, похоже, никто не в курсе происходящего. Там ждут, что интерны начнут работать у них с августа. Врачи больницы уверяют: сложности могут возникнуть только в том случае, если будущий врач не собирается оставаться работать в Карелии.

– Сами понимаете, нам это невыгодно: мы готовим специалиста, а он потом уезжает, – объясняют врачи. – Мы же в него и силы, и деньги вкладываем. Поэтому, возможно, те, кто не готов потом работать у нас, будут учиться в интернатуре на платной основе. А с остальными выпускниками медфака мы продолжаем работать по прежней схеме.

Специалисты уедут?

Декан медицинского факультета ПетрГУ Юрий Лупандин подтвердил: опасения выпускников обоснованны. Причем о том, что «больничной» интернатуры больше не будет, сотрудники факультета узнали только в июне. Но официального приказа еще никто не показал.

– Лично мое мнение – нельзя такое безобразие устраивать в конце учебного года, – говорит Юрий Лупандин. – У нас сейчас вся система медицинского образования – в одной сплошной реформе, но это же не оправдание! Да, в университете существует своя «клиническая» интернатура, но зимой, когда ни о каких изменениях и речи еще не шло, мы уже набрали туда интернов. И количество мест особо сильно уже не расширить, нам просто неоткуда брать на это деньги. Боюсь, как бы наши выпускники не разбежались, а то в том же Санкт-Петербургском государственном университете полно мест в интернатуре. Будет очень плохо, если мы потеряем специалистов…

Тем не менее Юрий Лупандин обещает, что к сентябрю проблемы разрешатся и интерны смогут приступить к работе в больницах. По крайней мере, наше Министерство здравоохранения и социального развития сейчас делает все для того, чтобы это произошло.

Александр Балашов, первый заместитель министра, уверяет: ничего страшного не случилось. И интернатуру на самом деле не отменяют, ее просто передают в ведомство образовательного учреждения – Петрозаводского государственного университета, для того чтобы «цикл образования» медиков был завершенным.

– Сами посудите: студенты заканчивают университет, но при этом они еще не считаются специалистами, готовыми к самостоятельной работе, – говорит Александр Балашов. – Для этого необходимо обучение в интернатуре. Раньше оно осуществлялось при больнице. Это несколько нелогично. Вот почему после реформы все выпускники должны будут учиться в интернатуре только при университете. При этом осваивать практические навыки врача они, как и раньше, будут в больницах, но больницы станут лишь базами для последипломного обучения, а не местом работы врача.

Александр Тимофеевич объяснил, что информация о грядущих изменениях к ним тоже пришла слишком поздно. Но специалисты Минздрава постараются как можно быстрее оформить все по правилам.

Что ж, реформы и наведение порядка – это хорошо. С другой стороны, в том, что делается все впопыхах и без предупреждения, хорошего нет ничего. Однако против воли российского Минздрава не пойдешь. А там, похоже, мало кому есть дело до провинциальных вузов. Так что будущим медикам остается лишь надеяться на лучшее.