Красные таксофонные аппараты, торчащие среди камней и травы, уже давно стали привычной частью деревенских пейзажей в Карелии. Судя по паутине, плотно окутавшей некоторые телефоны, ими давно никто не пользуется. И даже сами деревенские жители, для которых доступная связь должна была бы стать подарком, признаются: они не понимают, зачем нужны эти «будки с телефонами». Сейчас почти во всех районах Карелии можно спокойно пользоваться мобильниками. А многие пожилые жители деревень по старинке ходят звонить к соседям, у которых есть стационарный аппарат.
– Лучше бы уж нам домой телефоны установили, – рассуждают пожилые жители деревень. – А то к этим аппаратам еще и карточку надо покупать. У нас в поселке и магазина-то толком нет, где же мы эти карточки возьмем?
Правда, в ОАО «Северо-Западный Телеком» с деревенскими не согласны. Именно эта компания три года назад занималась установкой таксофонных аппаратов по всей Карелии и пристально следит за судьбой телефонов. По последним данным, совсем не используется менее одного процента таксофонов. А всего их по республике установлено аж 780!
– Конечно, подобная идея пришла в голову не нам, – объяснили «Карельской Губернiи» в пресс-службе ОАО «Северо-Западный Телеком». – Конкурс на выполнение так называемых «универсальных услуг связи» объявило Федеральное агентство связи России. Они же и полностью финансировали установку таксофонов. Из бюджета республики на эти цели не было потрачено ни копейки.
Российской казне карельские телефоны обошлись в 780 тысяч рублей. В некоторых деревнях стоит всего по два-три дома, и торчащий между ними красный таксофон смотрится странновато. Но в Северо-Западном Телекоме уверяют: проводить отдельный телефон в каждый дом вышло бы намного дороже. Более того, в Карелии существуют и такие уголки, где это в принципе невозможно: нельзя проложить ни оптический кабель, ни воздушную линию. И единственный способ «телефонизировать» труднодоступные населенные пункты – установить там таксофон, который бы питался от солнечных батарей и осуществлял связь через спутник!
– Мы считаем, что возможность пользоваться телефоном должна быть у каждого жителя Карелии, – говорят в пресс-службе ОАО «Северо-Западный Телеком», – и таксофонные аппараты должны быть у них в шаговой доступности. Представьте, что вам бы пришлось жить в деревне, где не «ловит» мобильник. Там-то как раз никто не задумывается о том, нужны ли таксофоны. К тому же наши телефоны принимают и входящие вызовы, так что, зная номер таксофона, на него всегда можно позвонить. Мы, конечно, и рады бы полностью телефонизировать всех в деревнях, но это будет стоить безумно дорого, таких денег нам никто не даст. Что касается телефонных карточек, то их можно купить на почте или у почтальона. Некоторые магазины или автолавки закупают их у нас, чтобы потом продавать местным жителям. Так что и с этим никаких проблем возникать не должно.
Выходит, что таксофоны – это все-таки не ненужное украшение деревенского пейзажа, а реальный помощник для многих людей. Тем более что экстренные вызовы с них можно совершать бесплатно. Только вот непонятно, где брать телефонные карточки жителям тех деревень, куда, к примеру, можно долететь только на вертолете? Видимо, отважные почтальоны и тут приходят на помощь.
Забавные случаи с таксофонами
* В одной из деревень на севере Карелии таксофон привлек внимание крупного рогатого скота. Животные рогами сбрасывали трубку с рычага. Чтобы обезопасить телефон, местные жители обнесли его многоуровневым заграждением из колючей проволоки. Особо бдительные граждане периодически несут утреннюю и вечернюю вахту рядом с таксофонной будкой.
* Жители другой карельской деревушки всерьез напугали сотрудников ОАО «Северо-Западный Телеком» большим количеством бесплатных вызовов «02» и «03». Создавалось впечатление, что в деревне постоянные пожары, эпидемии и разгул преступности. Оказалось, часть местных жителей перебралась в городок поблизости. И в службе скорой помощи, и в милиции у деревенских жителей работают родственники. А если так, зачем тратиться на междугородний звонок, если под боком таксофон?