Общество Собачья терапия

Ксения Сорокина
№30 (740) 28.07.2010

Ребят из Петрозаводского детского дома №4 в походе сопровождали… собаки! Причем не в качестве проводников. Четвероногие друзья человека были полноправными участниками путешествия. Собак с помощью спецприспособлений прикрепили к детям. Инструктор Николай Костин уверяет: от таких пеших походов двойная польза. С собаками легко преодолевать любые препятствия и подниматься в гору. Кроме того, нахождение в «связке» с четвероногим любимцем помогает избавиться от многих психологических проблем. Недаром во всем мире уже больше 10 лет практикуют «собакотерапию». В России подобное еще в новинку, поэтому некоторых карельских инструкторов отправляют на обучение в Финляндию.

Кто и Что

– Ребята из детских домов приезжают к нам уже несколько лет подряд, – говорит Николай Костин. – И я вижу, как они меняются за те двадцать с лишним дней, что мы проводим в походе. Поначалу они даже и делать-то ничего не хотят. А уже через неделю сами начинают ухаживать за своей собакой, кормят и поят ее без напоминаний. Собаки ведь очень добрые. И их доброта передается людям.

Всего на турбазе «Скифы» живут 60 взрослых собак и 17 щенков. У каждого животного своя будка с табличкой с именем. Пес Чертик полностью оправдывает свою кличку – круглый, пушистый и с озорным огоньком в глазах. А еще он умеет улыбаться во всю пасть. Собак с кличками Кто и Что привезли в Карелию с Чукотки. Они участвовали в экспедиции на Северный полюс и прошли в упряжке больше двух тысяч километров.

Все собаки, живущие на турбазе, – ездовые, зимой они бегают в упряжках, а летом катают туристов на специальном карте на колесиках. По словам Николая, в принципе для похода в пару себе можно выбрать собаку любой породы. Но ездовые собаки уже привыкли к тому, что им нужно что-то тащить или везти. Поэтому и походы они переносят легче.

– Мы начинаем воспитывать собак с щенячьего возраста, – рассказывает Николай. – Сцепляем двух щенков между собой цепью и отпускаем бегать. Поначалу они путаются в цепочке, сталкиваются друг с другом и врезаются в деревья. Очень забавно за ними наблюдать. Но постепенно привыкают к тому, что отныне они почти всегда будут с кем-то связаны. Хотя когда взрослую собаку первый раз прикрепляют к человеку, она тоже с непривычки начинает вокруг него прыгать. А потом вспоминает, что её главная задача – идти вперед. Вообще с горы собаки даже немного мешают спускаться. И по лесу с ними не очень удобно ходить. А вот в гору подниматься – самое то!

Вожак тягачу не товарищ

Николай объясняет: самое важное в таких «собачье-человечьих» походах – найти взаимопонимание со своим четвероногим спутником. Собаки терпеть не могут, когда люди психуют или кричат на них. Оказывается, настроение человека передается его псу, и тот может перестать слушаться команд и отказаться идти дальше. Некоторые собаки и вовсе демонстративно усаживаются на землю и больше не двигаются с места. Бывает, псы интуитивно чуют что-то неладное и отказываются вставать в пару с тем или иным человеком.

– Но с ребятами у нас таких проблем никогда не возникало, – говорит Николай. – Правда, они сначала всегда стараются выбрать себе самых крупных собак. А когда им надоедает бегать за четвероногим другом по кустам, берут спутника поменьше или поумнее. Собаки ведь тоже бывают разные. Есть тягачи, которые привыкли только тянуть упряжку. А есть вожаки, которые отличаются умом и умением откликаться на команды. С вожаками проще, им сказал: «Сидеть!», они и сидят. А тягачи могут продолжать идти вперед, даже если скрепленный с ней в пару человек уже сел на землю.

Сами ребята о своих впечатлениях от похода поначалу рассказывают неохотно. Но чем больше историй они вспоминают о четвероногих друзьях, тем сильнее загораются их глаза. Еще бы, почти 14 километров вместе прошли, это вам не шутка.

– Мне вот Дуня очень нравится, – говорит Олег. – Полное имя у него – Дунай. Он большой и сильный. Сначала-то я хотел другую собаку взять, но ей нельзя было в поход, она еще очень молодая. А Дунай старше и опытнее. К тому же он еще и белый, ему под солнцем легко ходить. Еще мне Винни нравится, он весь такой взъерошенный!

– А какие вообще ощущения испытываешь, когда к тебе собаку прикрепляют?

– Ой, лучше не спрашивайте, – хором смеются ребята. – Привыкаешь долго. Собака тебя спокойно может опрокинуть, особенно если увидит что-то впереди и побежит. Хуже всего, если ты с Джеком в паре. Он же здоровый, килограммов 50 весит и на задних лапах ростом с человека! А вообще ощущения такие, что ты не идешь, а летишь со скоростью света.

– Самое плохое, когда собака уже увидела воду, а ты ее еще не успел заметить, – добавляет Артем. – И еще сложно по болоту с ними ходить. Собака-то по нему бежит и не проваливается, а ты можешь увязнуть. Зато слушаться собаки нас быстро начали. Один раз им строгим голосом что-нибудь скомандуешь – и они тебя уже уважают.

Ребята признаются: больше всего они не любят убирать за своими четвероногими друзьями. Но от этого никуда не деться. Зато постепенно между подростками и собаками устанавливается полное взаимопонимание. Псы узнают ребят, радуются, когда их видят. Так что расставаться с собаками воспитанникам детского дома №4 очень не хотелось. Но они надеются, что в следующем году вернутся к своим новым друзьям.