Спорт и отдых Охота на «пиранью»

Евгения Волункова
№31 (741) 04.08.2010

О том, что с недавних пор в Карелии набирает обороты новый вид рыбалки – подводная охота, знают не многие. Ещё меньше человек ей занимаются. А новый вид спорта, надо сказать, весьма увлекателен и таит в себе и приключения, и драйв, и добычу. «Карельская Губернiя» решила познакомиться с карельскими подводными охотниками и их увлечением поближе.

Виктор Комиссаров – командир ОМОН с удостоверением водолаза – занимается подводной охотой уже лет пять. Охотиться ездит с сыном Денисом, который только начинает обучаться подводному ремеслу. Внедрению «Карельской Губернiи» в команду они были рады и даже припасли для журналиста гидрокостюм, чтобы он мог на своей шкуре узнать, каково быть подводным охотником.

В целом суть подводной охоты проста. Это та же рыбалка, только вместо удочки – подводное ружье, и ты не сидишь на бережку, надеясь на авось, а плаваешь под водой, выслеживая добычу. Главное условие для удачной охоты – чистый водоем. Самые чистые озера у нас, по словам Дениса, – Онежское, Кончезеро, Мунозеро, Габозеро, Сямозеро и Укшезеро. В реке Шуе, где полно рыбы, охотиться невозможно, потому как вода черная. Мы отправились на Мунозеро.

Рыбьи повадки

Если чистота озера зависит от природы, то все остальное – от самого охотника. Если есть желание им стать, достаточно купить гидрокостюм со всеми прибамбасами (около 30 тысяч рублей), ружье (они все разные, цена варьируется от 2 до 30 тысяч рублей) и отправиться на озеро, предварительно ознакомившись с правилами рыболовства. Если ты охотник-любитель-созерцатель – запретов немного. Нельзя охотиться на рыбу с аквалангом в период нереста (это браконьерство) и убивать рыбу в очень большом количестве. Ну и есть определенные виды рыбы типа форели, на которую ограничения по охоте очень строги. А так, в общем-то, никаких проблем. Даже если плавать не умеешь – костюм будет держать на воде. Знай себе выслеживай рыбу, целься и мочи.

Правда, рыбьи повадки тоже знать не мешало бы. Но это приходит со временем и опытом. Например, окуня подстрелить легко, ибо это рыба любопытная. Стоит замереть на месте, как он подплывает, чтобы тебя разглядеть. Тут-то его и можно «пришить». А если он вдруг и уплывет, обязательно вскоре вернется – любопытство пересилит осторожность. Чего не скажешь о плотве, которая, если спугнешь, испарится, и не догонишь.

Щука – мечта любого подводника, тоже рыба осторожная и трусливая. Прячется в камышах, найти её сложно. Есть у щуки ещё одна особенность: если её подстрелишь, будет бороться до конца. Может даже вырвать гарпун вместе с куском собственного мяса и уплыть. Среди охотников ходит байка о том, как невысокий мужик подстрелил старую щуку весом под 30 килограммов. Сначала выстрелил и только потом испугался. Так и не понял, кто кого потом к берегу тащил – он ее или она его. Но вытащил! Поймать такую огромную щуку – редкость. Можно потом до пенсии гордиться и всем о добыче рассказывать.

Бей водяного!

Так как подводные охотники в Карелии пока редкость, люди на суше не всегда адекватно на них реагируют.

Денис рассказал, как однажды, подплывая к берегу, узрел в кустах неподалеку странное движение. Не доплывая до кустов, резко выпрямился из воды, чтобы его могли разглядеть. Так и уставились друг на друга дед с поленом наперевес и Денис. Оказалось, бабушка с дедушкой, прогуливающиеся по берегу озера, приняли его за водяного. «А что тут ещё подумать? – сказала тогда бабуля. – Плывет, фырчит. Ну мы и решили полено взять на всякий случай».

В другой раз, проплывая мимо рыбацкой лодки, Денис услышал разговор: «Водяной? Может, леший?» – «Не знаю, но, может, за ружьем сплаваем?» Так что охотник рискует не только под водой, но и на берегу. Хотя вообще с рыбаками они живут дружно. Помогают им распутывать сети, крючки, зацепившиеся за корягу, отцепляют. Ну и, конечно, подводный охотник всегда знает, есть в озере рыба или нет.

Опасный спорт

Виктор Комиссаров с сыном подводную охоту воспринимают как спорт. В общем-то, им она и является. Во многих городах проводят соревнования по подводной охоте. До Карелии тренд пока не дошел, но интересностей и так хватает.

– Мне нравится не столько убивать рыб, сколько наблюдать за их жизнью, повадками. Да и сам подводный мир интересен и очень успокаивает, – признался Виктор.

Правда, охотник не скрывает, что подводный мир таит множество опасностей. Можно зацепиться под водой за корягу. Можно запутаться в сетях. Можно ненароком подстрелить из гарпуна товарища в мутной воде. Хорошо еще, у нас, кроме огромных щук, нет опасной рыбы. А вот во многих регионах России водятся сомы, от которых не то что подводные охотники, просто отдыхающие предпочитают держаться подальше. Ибо известно, что сом – рыба-людоед. Может утащить глубоко на дно и сожрать, оставив рожки да ножки. А ещё очень опасна зимняя охота, ведь, нырнув в прорубь, можно не найти выход.

Виктор рассказал про одного карельского фанатичного охотника, который нырял в любую погоду и зимой, и осенью. И даже со сломанной ногой нырял. Так вот однажды зимой он заблудился подо льдом. Хорошо, смог пробить тонкий лед головой. Напугался так, что хотел завязать с подводной охотой. Но не смог – крепко затянуло.

Охотники нередко находят под водой то часы, то украшение. А однажды Виктор с Денисом CD-плеер нашли. Просушили дома, работает. Интересно наблюдать и за содержимым чужих сетей. Часто натыкаются на брошенные «ловушки» с дохлой рыбой: ставят рыбаки сети и забывают о них. Поэтому приходится Виктору с Денисом иногда быть Чипом с Дейлом – разрезать оставленные сети и выпускать едва живую рыбу на волю.

В Карьере крана нет

Рассказ охотников-подводников о своем увлечении закончился тем, что они достали третий гидрокостюм и надели его на журналиста: хотели показать, что все просто и совсем не страшно.

– На маску, чтобы не потела, нужно поплевать, потом растереть стекла пальцем и прополоскать. В воде расслабиться и не барахтаться. Ногами по воде в «рыбьей зоне» не болтать – распугаешь всю добычу. Если вода попадет в трубку для дыхания – вынырни и резко выдохни, – поучал Виктор.

Действительно, сложно только первые полчаса, когда костюм, будто поплавок, болтается в воде и ты, не способный принять вертикальное положение, болтаешься вместе с ним. Потом, когда освоишься, начинаешь плавать, разглядывать подводные окрестности и получать удовольствие. Удивительно, но рыбы в Мунозере полно. И мелкой, и крупной. Виктор даже щуку едва не подбил: «Ушла, зараза такая, усвистала от меня, словно от черта».

– В следующий раз, если хотите, можно и с аппаратом поплавать (с аквалангом. – Прим. авт.), – зазывал в конце встречи Денис. – Можно понырять в карьере и посмотреть, что там на дне лежит. Мы плавали – чего только не видели. И миф народный о кране на дне развенчали. Крана в карьере нет. И трупов, кстати, тоже.