Общество Страховка – не формальность

Ксения Сорокина
№34 (744) 25.08.2010

Страховой медицинский полис – обязательная вещь для каждого путешественника. Без «страховки» даже в соседнюю Финляндию не пустят. Сейчас туристический сезон в самом разгаре. Жаль только, что многие путешественники относятся к страховке как к «обязаловке». Купил – и забыл. Авось ничего со мной на отдыхе не случится. А ведь незнание своих прав и обязанностей может принести массу неприятностей.

Терпела до последнего

Петрозаводчанке Вере Любининой потребовались железные нервы и полгода для того, чтобы добиться справедливости и заставить свою страховую компанию компенсировать ей расходы на лечение. Женщина объясняет: в Финляндию она ездила уже много раз. Страховку женщина постоянно приобретала у страховщиков, стоящих неподалеку от финского консульства. Раньше никаких проблем со здоровьем у нее не возникало. Воспользоваться страховым полисом ей впервые пришлось только нынешней зимой.

– На новогодних праздниках я гостила у друзей в небольшом финском городке Оулу, – рассказывает Вера Любинина, – и у меня неожиданно разболелся зуб. Потом распухла и загноилась десна. Я терпела до последнего, спасалась обезболивающими. Когда боль стала совсем нестерпимой, друзья уговорили меня сходить к врачу. Поскольку дело было в праздники, все стоматологии не работали. Пришлось нам ехать к обычному врачу-терапевту. Я протянула ему свой страховой полис, оформленный в компании «Уралсиб». Я видела, как в регистратуре его отксерокопировали, а потом куда-то стали звонить. Мы с друзьями решили, что финны связывались с моей страховой компанией. Естественно, терапевт никакой помощи мне оказать не мог, он лишь выписал мне очередные обезболивающие.

Вера Михайловна решила: раз финны не взяли за осмотр ни копейки, значит, ее страховая компания пообещала им компенсировать расходы. А меньше чем через месяц женщина неожиданно получила счет из клиники на сумму 207 евро. Она тут же связалась со своим страховщиком. Ее успокоили, мол, просто принесите счет в офис нашей компании. Вера Любинина так и сделала. И на этом успокоилась, решив, что теперь страховая компания сама будет разбираться с финнами. Каково же было ее удивление, когда почти через два месяца после обращения к страховщикам она вновь получила счет из клиники! На этот раз сумма с учетом пеней была уже больше.

Отказали в оплате

– Я поняла, что мой предыдущий счет никто и не думал оплачивать, – говорит Вера Михайловна, – и тут же бросилась звонить в свою страховую компанию. Там меня огорошили, сказав: «Вам, по всей видимости, будет отказ в оплате счета». В моем страховом полисе было указано, что все выплаты страховщик должен произвести в течение десяти дней. Думаю, если мне отказали в оплате, то и сообщить об этом мне тоже должны были как можно скорее. А с момента моего обращения в страховую компанию прошло семь недель!

Вере Любининой объяснили: по ее полису страховщик оплачивает «зубную помощь» только на сумму в сто евро. Женщина возразила: ей с зубами ничего не делали, она была на консультации у врача-терапевта. Тогда страховая компания нашла новую причину: Вера Михайловна не предоставила им перевод счета из клиники на русский язык. Пока длились споры и разговоры, финны прислали петрозаводчанке очередной счет. Оказалось, что ее делом уже занимаются коллекторы. Вере Любининой пришлось оплатить счет самой.

– Я боялась, что из-за всей этой истории мне просто потом больше не дадут шенгенскую визу и я стану «невыездной», – объясняет женщина. – О том, что нужен перевод счета, меня изначально никто не предупреждал. Странно, что в страховой компании меня еще и спросили: неужели вы не могли потерпеть боль? Я вроде для того и приобретаю полис, чтобы не терпеть. В итоге отказ от оплаты мне страховщики официально подготовили только через два месяца! И с ним я прямиком направилась в суд.

В результате Вере Михайловне удалось добиться справедливости. Суд встал на ее сторону. Однако страховщики с его решением не согласны и в ближайшее время собираются его опротестовать.

В страховой компании нам пояснили: у них к Вере Любининой две претензии. Во-первых, когда у нее разболелся зуб, она не позвонила по указанному в страховом полисе бесплатному номеру телефона. А это нужно делать обязательно, ведь специалисты компании должны быть предупреждены о наступлении страхового случая. Во-вторых, у страховщиков вызывает подозрение сумма, указанная в финском счете.

Есть подозрения

– У нас уже было много клиентов, которым приходилось лечить зубы за границей, – говорят специалисты центра урегулирования убытков, – и ни с кого за это не брали двести евро. Максимум – девяносто. А счет, который нам предоставила Вера Любинина, даже оформлен не по правилам. В нем нет ни диагноза, ни печати медицинского учреждения. Там просто указано, что Вере Михайловне оказана врачебная помощь. Какого рода – непонятно. Такие счета мы даже к рассмотрению не принимаем. Кто знает, может, она просто поправляла здоровье в финской клинике, а теперь хочет, чтобы страховая компания за это заплатила.

– Но ведь вы могли бы перезвонить в финскую клинику и уточнить, какие именно услуги ей были оказаны?

– Вообще мы не должны этого делать. Мы работаем только с документами, которые нам предоставляют.

Похоже, что в подобных случаях туристам может помочь только суд. Страховые компании далеко не всегда готовы расставаться с деньгами. Так что туристы должны знать свои права назубок.

Специалисты советуют: в первую очередь нужно обратить внимание на размер страховой суммы и на ограничения, касающиеся ее. К примеру, если общая страховая сумма составляет 40 тысяч евро, то на лечение может быть потрачено не более 20 тысяч, на стоматологию – не более 300, на репатриацию – не более 5000 и т.д. Каждый страховщик распределяет эту сумму по своему усмотрению. В некоторых страховых полисах существует и такое понятие, как франшиза. Это та сумма, которую турист платит за свое лечение сам. Франшиза избавляет страховые компании от туристов, которые обращаются за помощью с малейшим насморком и головной болью. Если франшиза у вас установлена в размере 15 евро, а врач за свои услуги требует всего десять евро – вам придется расплачиваться с ним самостоятельно. Но некоторые страховщики наглеют и устанавливают франшизу в двести евро.

Беременным не уехать?

Важно также знать, что включает в себя ваш страховой пакет. Стандартная туристическая страховка распространяется на все случаи внезапных заболеваний во время поездки. Но и тут есть ограничения. Страховка обычно не распространяется на хронические заболевания и травмы, полученные в результате занятий экстремальным спортом. Так что, если вы планируете на отдыхе ползать по горам или летать на параплане, лучше оформить дополнительную спортивную страховку, она стоит чуть больше обычной. Плановый осмотр врача в страховку тоже не входит. Страховщик откажется покрывать расходы и в том случае, если турист получил травму, находясь в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Кроме того, в последнее время многие страховые компании не берут на себя ответственность за беременность свыше 12 недель. Слишком велик риск осложнения, связанного с перелетом и переменой климата. А страховка грудных детей и пожилых людей старше 65 лет осуществляется по повышенному тарифу. Если же вы заказали тур и доверили оформление своей страховки турфирме, то нужно быть внимательным вдвойне. Обычно турфирмы стараются сэкономить и заказать самый дешевый страховой полис. По такому вам бесплатно окажут помощь при самых распространенных напастях: вирусных инфекциях, ожоге, отравлении, переломе и т. п. А вот помощь узкопрофильных специалистов – того же зубного врача или гинеколога – придется оплачивать самостоятельно. Именно поэтому многих туристов просят вылечить все зубы до отъезда в Турцию или Египет.

И еще один нюанс – некоторые страховые фирмы любят перекладывать ответственность на туристов. Мол, вы сейчас заплатите сами, а на родине мы вам все вернем. Но часто медицинские услуги за границей влетают в копеечку. Не все туристы могут позволить себе такие расходы. Так что этот вопрос тоже лучше решить до отъезда на отдых.

Что еще застраховать?

Страховка от невыезда может пригодиться в том случае, если человек по объективным причинам не может совершить запланированную поездку. Например, вы оплатили тур, а за день до вылета попали в больницу. Туркомпания вряд ли вернет вам деньги за путевку. Но если вы купили страховой полис от невыезда, то стоимость путевки вам возместит страховщик. Страховыми случаями могут быть: неполучение въездной визы при условии, что документы были поданы на оформление своевременно; смерть застрахованного или его прямого родственника; госпитализация застрахованного или его прямого родственника вследствие заболевания или несчастного случая; повреждение или уничтожение жилища вследствие пожара, любого вида аварий и стихийных бедствий.

Страхование гражданской ответственности. Если человек, находясь за границей, случайно нанесет ущерб жизни, здоровью и имуществу окружающих, – все расходы возьмет на себя страховая компания. При условии, конечно, если ущерб был нанесен не в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Страховка багажа. Такой полис защищает багаж от повреждения и утраты по вине стихийных явлений, взрывов, пожаров. Особенно актуально такое страхование для путешественников, отправляющихся в регионы с нестабильной политической ситуацией. Но тем, кто лишился багажа по собственной неосмотрительности, полис не поможет.