Общество Морская свинка взорвала дом

Ксения Сорокина
№36 (746) 08.09.2010

Во взрыве газа в жилом доме №14 по улице Мерецкова виновата… морская свинка! По крайней мере, это животное фигурирует в отчетах, составленных газовщиками по окончании расследования. Официально причиной инцидента названа утечка, вызванная «несанкционированной переустановкой газового оборудования». Проще говоря, хозяева взорвавшейся квартиры сами переустанавливали газовую плиту. По словам соседей, в квартире №51 был сделан хороший ремонт. Вполне возможно, хозяева меняли на кухне мебель, а заодно решили заменить и плиту.

Обида

– Подключать газовое оборудование могут только наши специалисты, – говорят в Карелгазе, – но, видимо, хозяева квартиры, где произошел взрыв, решили обойтись своими силами. При переустановке плиты в месте изгиба труб они использовали гибкий резиновый рукав. Похоже, он сильно провисал, почти касался пола. Со временем рукав истерся. Это могло произойти по разным причинам. К примеру, трещина могла образоваться из-за того, что рукав постоянно подвергался воздействию высоких температур. Жильцы квартиры регулярно пользовались духовкой. Резина же при этом еще и находилась под давлением, ведь по трубе проходил газ. Проделать дырку в рукаве могла и морская свинка. Хозяева объяснили: они иногда отпускали животное погулять по квартире. А морские свинки грызут все, что попадается им на пути.

В день взрыва хозяева квартиры забыли перекрыть газ в трубе, из-за этого и произошла утечка. Газ вырвался из дырки в рукаве и заполнил всю квартиру. Судя по тому, как распространилась взрывная волна, газовщики определили: для того чтобы квартира взлетела на воздух, хватило «отключения-включения» холодильника.

Сейчас хозяева злополучной квартиры продолжают жить в помещении, которое им выделила администрация Петрозаводска. О взрыве газа в подъезде дома №14 напоминают только запах гари да новенькие двери и окна, установленные взамен выбитых взрывной волной. Однако Надежда Голикова с дочерьми еще не скоро забудет о происшествии. Несмотря на все обещания мэрии, последствия взрыва им придется расхлебывать в одиночку.

– Прочитали в вашей газете, что во время взрыва пострадала только одна квартира, а в остальных все нормально, и так нам стало обидно! – вздыхает Надежда Голикова. – Мы же живем на пятом этаже, прямо над взорвавшейся квартирой. И язык не поворачивается сказать, что мы не пострадали.

Когда произошел взрыв, Надежда Петровна с дочерьми были дома. Сначала они почувствовали сильный запах газа. А потом на кухне поднялся столб огня, похожий на «ядерный гриб». В квартире все мгновенно покрылось копотью, затлели занавески. Женщины бросились бежать.

– Мы открыли дверь на лестничную клетку, а там – дым, – вспоминает Надежда Голикова. – Пока бежали, наглотались дыма. У меня весь рот был обожжен, еще вот колено сильно пострадало. Теперь каждый день в травмпункт езжу на такси, сама ходить не могу. А старшая-то моя дочка сильно обгорела, она до сих пор в больнице, речь идет о пересадке кожи… Но самое обидное, что мы со своей бедой оказались один на один. Хозяевам взорванной квартиры выделили материальную помощь. Соседям снизу дали 100 тысяч рублей на ремонт, у них вся квартира была залита водой. А нам – ничего, потому что квартира у нас приватизированная. Так что все проблемы мы должны, видимо, сами решать.

Стены в копоти

Надежда Петровна недоумевает: ладно бы она просила денег на косметический ремонт своей квартиры. Но тут ведь речь идет о чрезвычайном происшествии! Спасибо мэрии, обещанные окна и входные двери им вставили. Правда, новых окон пришлось ждать больше двух недель, все это время оконные проемы были затянуты пленкой. Да и сейчас рабочие установили только сами пластиковые пакеты, а вокруг них – раскуроченные стены, нет даже подоконников. Женщинам объяснили: на подоконники сейчас нет денег, поэтому пока все останется так, как есть. За входную же дверь пенсионеркам пришлось доплатить четыре тысячи рублей. Больше никакой помощи они так и не дождались. А ведь все стены в их квартире по-прежнему покрыты толстым слоем копоти, ее просто так не ототрешь. Из-за взрыва поломалась вся бытовая техника, начиная от телевизора и заканчивая компьютером. Межкомнатные двери в квартире тоже никто не хочет восстанавливать. Женщинам предложили подать в суд на соседей, в чьей квартире произошел взрыв. Мол, пусть они вам двери покупают.

– Наша квартира теперь мало похожа на жилую, – вздыхает Надежда Голикова. – Из-за холода постоянно в верхней одежде ходим, спим под десятью одеялами. Нам предлагали переехать в маневренный фонд, но мы не можем втроем ютиться в одной комнате, да еще и в бараке. Там даже ни стола, ни стула нет. Да и все равно жалко оставлять квартиру свою. Какое-никакое, но свое, родное имущество.

– Хоть большой плакат пиши и вешай: «Люди, не приватизируйте квартиры», – с грустью добавляет дочь Надежды Петровны.

В администрации Петрозаводска почему-то были уверены, что квартира Надежды Голиковой от взрыва не пострадала. Но, узнав, что три проживающие там пенсионерки брошены на произвол судьбы, сотрудники мэрии пообещали разобраться, почему так получилось. Все-таки газ у нас, слава богу, не каждый день взрывается. И заставлять пожилых женщин самих разбираться с последствиями взрыва – в крайней степени неприлично.