Экономика В щупальцах сетевиков

Ксения Сорокина
№36 (746) 08.09.2010

Карельские товаропроизводители бьют тревогу. Крупные федеральные торговые сети пришли к нам в республику и распустили свои щупальца. Магазины открыты повсюду. Однако во многих сетевых магазинах наша местная продукция практически не представлена – не получается договориться.

На чужих деньгах

– Нас часто укоряют, мол, вы и не пытаетесь договориться с представителями крупных розничных сетей! – говорит Геннадий Гутаев, главный механик одной их петрозаводских пекарен. – На самом деле мы иногда можем и год потратить на то, чтобы прийти к соглашению с тем или иным сетевым магазином. А в результате – ничего. Вспомним те же «Магниты», которые сейчас в Петрозаводске появляются как грибы после дождя. У них договор так составлен, что они имеют права на все, а мы ни на что. Например, они позволяют себе месячную отсрочку по оплате – деньги за уже отгруженную и проданную продукцию мы получим только через месяц. Все это время наши деньги будут «крутиться» у сетевика. Не нравится – не подписывай договор.

По словам Гутаева, если поставщика что-то не устроило в работе с «Магнитом», он имеет право обратиться в суд. Краснодарский. Ведь именно в Краснодаре расположен головной офис этой торговой сети. Не лучше ситуация обстоит и с другими сетевыми магазинами. К примеру, у «Дикси» есть определенная линейка продукции: четыре вида хлеба, которые должны быть на полках и в Петрозаводске, и в Санкт-Петербурге. Местных производителей ставят перед фактом: вы должны выпускать и поставлять нам именно такой хлеб и только по привлекательной цене. А потом еще и развозить его по Карелии самостоятельно. И никого не интересует, что гнать машину в Кондопогу, где заказали десять буханок хлеба, нерентабельно.

– Мы пробовали предложить, мол, у вас все равно же машина развозит продукты в магазины, расположенные в других карельских городах, так давайте мы свой хлеб с ней и отправим, – говорит Геннадий Гутаев, – но нам объяснили: машина везет опечатанный груз и добавлять в нее ничего нельзя. У крупных сетей так налажены поставки, что им выгоднее пригнать из Питера фуру с хлебом и здесь его продать, чем сотрудничать с местными производителями. У привозной продукции сроки реализации очень большие. Наш хлеб живой и хранится всего пару суток. И это правильно, ведь по всем стандартам и нормативам настоящий хлеб хранится в упаковке максимум 72 часа! Без упаковки – 24 часа. А тот хлеб, что нам привозят, спокойно может пролежать от четырех до семи суток. И ничего ему не будет.

Работать в убыток

Местные производители уверены: когда в городе есть десяток пекарен, но при этом хлеб привозят из Петербурга – это ненормально. Но у крупных питерских хлебных концернов так налажен сбыт, что они готовы продавать хлеб по очень низкой цене. Этого сетевики и добиваются.

– Понятное дело, мы не можем выпекать хлеб себе в убыток и сдавать его сетевикам по цене, которая будет ниже, чем себестоимость буханки, – говорит Геннадий Гутаев. – Нам выкручивают руки и диктуют правила. И ничего тут не поделаешь. Что самое обидное, почти у всех сетевиков есть жесткая матрица продуктов, которые обязательно должны быть во всех их магазинах. Заметили, что многие сетевые магазины, когда только открываются, привлекают людей низкими ценами и высоким качеством продукции? А когда люди привыкают ходить именно в этот магазин, ассортимент постепенно сужается. И из-за этой матрицы ничего нового там уже не появляется. Покупателей ограничивают в выборе, но они этого обычно не чувствуют и по инерции продолжают ходить все в тот же магазин. Тем более что другой возможности купить хлеб у них может и не быть – магазины шаговой доступности, располагавшиеся рядом с их домом, позакрывались, не выдержав конкуренции.

Трудности испытывают не только частные пекарни, но и крупные производители хлеба, мясных и молочных продуктов. Как рассказали «Карельской Губернiи» на комбинате «Славмо», им удается поставлять свою продукцию почти во все сетевые магазины, кроме «Семьи». Там сотрудничать с местными отказываются наотрез, не берут ни мясо, ни хлеб, ни молоко.

– Нам объясняют: торговать местной продукцией невыгодно, – говорят сотрудники комбината «Славмо», – и требуют от нас обеспечить доходность от продажи нашей продукции минимум в 35 процентов. Идти на такие условия мы не согласны. Многим сетевикам сложно понять, почему местная продукция дороже. А ведь на все наше производство распространяется Закон «О Северах», мы за свой товар дополнительно отчисляем деньги. Поэтому наше молоко дороже, чем питерское, процентов на 15.

Шесть сетей

Местные производители видят единственный выход из сложившейся ситуации: изо всех сил поддерживать магазинчики шаговой доступности, где карельскую продукцию всегда охотно берут. Или же открывать специализированные магазины, где торгуют только местными товарами. По-другому нашим производителям не выжить. Заставить сетевиков торговать местной продукцией никто не может. Это подтверждают и в Минэкономразвития Карелии. Единственное, что можно сделать – при выделении помещения или земли под строительство очередного сетевого магазина заложить в договор пункт об обязательном сотрудничестве с местными производителями. И лучше сразу оговорить объем поставок.

– Проблема ведь не только в том, что сетевики такие плохие и не хотят сотрудничать с нашими производителями, – говорят в Минэкономразвития РК. – Иногда местные товары не соответствуют никаким требованиям. Внешний вид не тот или упаковка неудобная. Мы давно просим наших предпринимателей: не возите в магазины хлеб в деревянных лотках. Почти во всех супермаркетах и гипермаркетах система отгрузок автоматизирована, там никто не будет вручную таскать лотки.

Начальник Управления торговли администрации Петрозаводска Василий Банира уверяет: властям известны все проблемы местных производителей. Ежемесячно проходят встречи с представителями сетевых магазинов, с ними пытаются договориться:

– Карельская продукция из-за более высокой цены зачастую оказывается неконкурентоспособной. Однако в магазины шаговой доступности наши производители всегда могут попасть.

– Так ведь проблема как раз в том, что таких магазинов становится все меньше и меньше, – напомнили мы.

– Это так. Угроза того, что сетевики поглотят маленькие магазины, существует. Но есть закон, который определяет, какое количество в городе может быть местных магазинов, а какое – сетевых. Антимонопольная служба следит. Так что полностью сетевики наших предпринимателей не «выбьют». У нас есть концепция развития местного производства. А если наши предприниматели боятся монополии сетевеков, то я скажу: сейчас в Петрозаводске торгует шесть крупных розничных сетей. Конкуренция между ними очень жесткая. Ни одна сеть не позволит «выдавить» себя.

Хотелось бы верить, что карельские власти не пустят торговые дела на самотек. Сетевики с радостью возьмут и Петрозаводск, и всю Карелию под свое крыло. Только вот налоги от продаж в их магазинах потекут не к нам в казну, а куда-нибудь в Краснодар…