Спорт и отдых Люди, которые играют в игры

Алла Константинова
№36 (746) 08.09.2010

О том, что некоторые из моих знакомых давно играют во что-то необычное, я узнала случайно. Один предстал в немыслимом наряде на фотографии, размещенной в социальной сети, другой отказался от встречи, сказав загадочное: «У меня сегодня игра». Что же это за игры такие – я проверила на собственном опыте благодаря клубу Сutter.

Такси доставило меня аж в Пятый поселок: там решили встретиться в кафе организатор и участники очередной игры. Название у действия более чем загадочное: «13-й вагон». «Какой вагон? Тут одни скатерти да музыка грохочет», – подумалось мне, когда я зашла в просторное помещение с накрытыми столами. О начинающейся через пять минут игре не говорило ничего: справа за большим столом что-то живо обсуждала компания милиционеров, а возле барной стойки мелькали официантки. Где здесь играют-то? Оказалось, тут же: меня приветливо встретили и объяснили, что сейчас начнется.

Действие игры по сценарию происходит в 1965 году в скором поезде Москва – Вена – Париж, 13-й вагон которого оборудован по последнему слову техники. Число пассажиров поезда пока неизвестно, но уже понятно, что каждый оказался в пути неспроста.

Новичкам везет

– Сами играть будете или просто понаблюдаете? – поздоровавшись, приветливо спросил меня организатор Павел Васильев. Кстати, участники почтительно зовут его Мастер, что неудивительно: Павел знает «легенды» каждого игрока и руководит ходом игры: и рассудит, и подскажет.

В последний момент выяснилось, что одного участника в игре не хватает: пропадает роль. Пообещав, что ничего плохого со мной не случится и я не рискую «запороть» всю игру, Павел отдал роль мне. Каждый участник заранее знает, кто он по сценарию. Перед началом игры нужно прочитать свою «легенду». В ней прописано: кто вы, с какими целями здесь находитесь и есть ли поблизости ваши недоброжелатели. У каждого свой «паспорт», в котором приведено его игровое имя (многие игроки по сценарию должны его скрывать). Плюс каждому участнику выдаются личные вещи, которые в игре должны пригодиться: оружие, «сыворотка правды» или необходимые вам по заданию бумаги.

Когда мне выдали пистолет, стало понятно, что не быть мне по сценарию туристом или простым рабочим. В самом деле, читаю свою «легенду»: «Ваше настоящее имя – Энрико Мусси, вы – один из главарей итальянской мафии». Оказывается, я в поезде Москва – Вена – Париж для того, чтобы продать партию наложниц (человек, заинтересованный в этом, выйдет на меня сам). После Энрико, то есть я, должен найти среди попутчиков продавца драгоценного камня. Его я должна вычислить с помощью вопроса-пароля: «Вам нравится чай или какао американского производства?» Заговорщик ответит мне: «Я предпочитаю бразильский кофе». Останется только купить у него камень и, если получится, выкрасть из сейфа в этом же вагоне документы французского посольства.

Игра началась. Я хорошенько спрятала паспорт и оружие. Поначалу не было понятно ровным счетом ничего: игроки хаотично разбрелись по кафе и общались друг с другом. Кто есть кто, можно было узнать лишь в разговоре. Однако никто не спешил раскрываться. Кстати, всем участникам с оружием Мастер перед игрой сделал предупреждение: стрелять можно только по истечении первого часа игры. Зачем вообще стрелять, спросите вы? Как говорят опытные игроки, есть три пути к достижению игровой цели: договориться, украсть или убить. «Мафиози обычно убийствами не гнушается», – думала я. Но приходилось слоняться между столами и болтать.

За час игры выяснилось, что в вагоне, кроме меня (а представилась я американцем, которого в Москве бросила русская девушка), находились две проводницы, арабский шейх, французский посол и простой чешский рабочий. Остальные представлялись, как правило, туристами. Стало понятно, что наложниц мне нужно продать шейху. Тем более что он, бородатый, каждому второму рассказывал, как же он хочет женского внимания. Однако так получилось, что быстрее, чем с шейхом, я поговорила с продавцом камня. Мы мило обсудили преимущества бразильского кофе и сошлись на том, что сейчас я найду деньги, а после драгоценность приобрету.

На мое удивление, все удалось. Первый час игры уже прошел, и стали появляться жертвы: кого-то из игроков незаметно «оглушили», кого-то и вовсе подло «пристрелили». У игроков, выбывших из игры, их «убийцы» изымают документы и личные вещи: с помощью них можно добиться своей цели в игре. Осталась небольшая группка участников-заговорщиков, которые почему-то еще не убили меня. Решив воспользоваться этим, коварный Энрико Мусси выхватил пистолет и пристрелил всех, забрав награбленное.

Как выяснилось позже, в 13-м вагоне все-таки был «мирный житель», но только один – тот самый чешский рабочий. Он не хотел никому причинять вреда, но в числе моих наложниц была его сестра и он должен был любым способом предотвратить сделку. Среди пассажиров поезда также было несколько спецагентов, искавших документы посольства и драгоценность. Были среди нас и жулики: один предлагал всем поддельный камень (хорошо, что я купила оригинал!). А консул французского правительства и вовсе оказалась редкой оторвой: документы родной страны она была готова продать, и желательно подороже.

Словом, новичкам везет! Энрико Мусси выполнил свою миссию и довольный покатил в Париж. Мафиози из меня получился более чем опытный.

Проверка на общительность

Подобные игры называются ролевыми. В отличие от компьютерных, они основаны на живом общении игроков и непредсказуемости финала. Главное оружие в подобных играх – информация. Чем больше знаешь, тем выше шансы на победу.

– Самая известная игра – «Яхта» – была придумана в Казани, – рассказывает Павел Васильев. – По всей стране проводится много подобных игр. Мастера общаются между собой, обмениваются сценариями. Как правило, даже если сценарий готов, его нужно дорабатывать, додумывать.

Кстати, игроки тоже вправе внести свои предложения. Так, к примеру, давно решается вопрос об игрушечном оружии.

– Ты стоишь себе в сторонке, вдруг подходит кто-нибудь и говорит, что только что в тебя выстрелил, – говорит участник Андрей Степанов. – Надо хоть с пульками пистолеты купить либо с присосками. А то тебя убьют, а ты об этом последним узнаешь.

В клубе Сutter игр проводят множество, иногда даже по нескольку раз в неделю. Так, в игре «Чикаго», к примеру, все участники делятся на членов двух криминальных семей. «Олимпиада-80» – история о том, как кое-кто хотел сорвать Олимпийские игры в Москве. Записаться на игру может каждый. Все, что от участника требуется, – желание общаться.

– Я вообще социопат! – гордо заявляет Ольга Зайкова, полчаса назад бывшая проводницей. – Но, играя, стольких людей замечательных встретила! А когда игра еще и костюмированная, это отдельный кайф!

Для большинства игроков ролевые встречи – забавный и, что самое главное, небанальный способ провести время. Многие признаются, что это уже входит в привычку. Раз уж привычка не вредная, почему бы нам всем ею не обзавестись?