Общество Ничего страшного?

Евгения Волункова
№36 (746) 08.09.2010

«Карельская Губернiя» уже писала о том, как весной в Сортавале закрыли отделение переливания крови (ОПК).

Напомним, что в 2006 году там появился филиал республиканской больницы: новое современное здание, в котором, однако, не нашлось места для ОПК. Оно как было, так и осталось в небольшом деревянном домике близ больницы, похожем на сарай, санитарные условия которого были давно за гранью допустимых норм. Правда, планировалось, что в будущем «домик» переедет в больницу, когда там закончится ремонт специально отданных для этого помещений. Вот только ремонт все длился и длился… В конце концов случилось то, что должно было случиться: внеплановая проверка, и Роспотребнадзор отделение переливания крови в домике прикрыл.

Врачам ничего не оставалось, как на свой страх и риск открыть в больнице кабинет, в котором они стали осуществлять забор крови. Причем кабинет открылся не где-нибудь, а в приемном покое родильного отделения. Что, естественно, было недопустимо. Как и следовало ожидать, этот кабинет тоже прикрыл Роспотребнадзор. И осталась сортавальская больница без ОПК. Совсем.

Проблемы у всех

Главный врач сортавальского филиала Ирина Кулигина комментировать ситуацию отказалась, заявив, что заместитель главного врача республиканской больницы по филиалам Маргарита Лесных уже по этому поводу все сказала. Заведующая ОПК в Сортавале по существу вопроса говорить тоже побоялась и даже просила не упоминать её имени. Что же сказала Маргарита Лесных? Помимо того, что она рассказала историю закрытия двух отделений, она заявила, что ремонт помещений, предназначенных для размещения нового отделения переливания крови, завершается. Уже выполнена основная часть работ и даже запланировано торжественное открытие отделения – на конец октября.

Тогда «Карельская Губернiя» обратилась за комментариями к главному врачу Республиканской станции переливания крови Людмиле Барановой.

Главврач успокоила: закрытие отделения не привело ни к какой трагедии, ведь, во-первых, к ним ходит републиканская машина, груженная препаратами крови. Во-вторых (это на худой конец), недалеко от Сортавалы, в Лахденпохье, находится отделение переливания, которое окажет помощь. Что касается затянувшегося на годы ремонта, что тут поделаешь?

– Денег даже нам не хватает, что говорить о филиалах! – поделилась Людмила Баранова. – У нас ведь тоже проблемы есть.

Проблемы действительно есть и у нас. Так, с недавних пор петрозаводское ОПК перестало брать кровь на плазму. Баранова объясняет это тем, что перед переработкой плазма нуждается в длительном хранении (полгода) при -40° в специальных холодильниках, которые «поизносились». Какие-то, конечно, работают. Но они, естественно, забиты плазмой.

Главный врач республиканской больницы Элиссан Шандалович разговор о проблемах Сортавалы тоже начал со слов «все страшное уже позади». Да, на ремонт помещений нужно было много средств, поэтому для начала решили открыть «кабинет» в приемном покое родильного отделения. Думали, что сильно нормы не нарушают, но Роспотребнадзор решил иначе.

– Экстренной ситуации нет: потребность сортавальцев в крови – 6-8 литров в месяц. Это немного, мы спокойно возим в Сортавалу этот объем. К тому же к октябрю ремонт помещений для нового отделения переливания крови будет закончен и все будет хорошо.

На вопрос, зачем нужно было так долго тянуть с ремонтом и дожидаться подобных ситуаций, Элиссан Шандалович ответил, что никто не тянул: ремонт шел планово и в конце концов в нем не было острой потребности: старое-то помещение функционировало, кто же знал, что нагрянет Роспотребнадзор?

Ситуация Ч

Интересно, что бывшая руководительница Сортавальского филиала Ирина Семенова, при которой начался ремонт, уверяет: ремонт делался до 2009 года, а потом «встал». И ни в 2009-м, ни в 2010 годах никаких работ не производилось.

– Если бы не возникла чрезвычайная ситуация, – говорит Семенова, – уверена, что все оставалось бы, как и прежде: кровь бы забирали в халупе, а ремонтные деньги утекали бы в какое-то иное русло.

Удивляет спокойствие нынешних руководителей. Ситуация в Сортавале похожа на мину замедленного действия: сегодня нет никаких проблем, а завтра не дай бог понадобятся десятки литров крови. Чем тогда помогут Лахденпохья и машина с нашими скудными запасами – понять трудно. Впрочем, будем надеяться, что до октября действительно ничего страшного не произойдет.