Тема номера Почему закрыли «Первую помощь»?

Александр Фукс
№38 (748) 22.09.2010

Закрытие клиники «Первая помощь» явилось неприятной неожиданностью для жителей Петрозаводска. За шесть лет горожане успели привыкнуть к этому медицинскому учреждению. Культура обслуживания, чистота помещений, удобное расположение – все это компенсировало те немалые цены, которые людям приходилось платить за прием. Картотека клиники насчитывала порядка 25 тысяч пациентов. О причинах ее закрытия «Карельская Губернiя» расспросила бывшего владельца «Первой помощи» Александра Лукьянова, который заодно уж высказал свои взгляды на отечественную медицину. Порой жесткие и спорные, а порой, к сожалению, очень точные и нелицеприятные.

Двойные стандарты

По словам Лукьянова, он был вынужден закрыть «Первую помощь» прежде всего из-за действующих у нас в республике двойных стандартов. Сначала он получил разрешение на оказание самой разной медицинской помощи, а спустя пять лет ему вдруг не продлили часть лицензий, ссылаясь на то, что врачебные кабинеты находятся в цокольном этаже.

– Получается, пять лет назад невролог, эндокринолог, дерматолог и другие врачи могли принимать пациентов в цокольном этаже, а спустя пять лет это оказалось нарушением санитарных норм, – говорит Лукьянов. – Хорошо. Я согласен. Может быть, СНИПы за это время изменились. Но тогда почему после смены руководства Минздрава нам опять стали продлевать лицензии? Тем, у кого срок лицензирования пришелся на правление Бойнича, не продлили. А тем, чей срок подошел при Зильбер, продлили. Что поменялось? Только люди.

При этом Лукьянов заметил, что и в Республиканской и в городской больницах немало помещений находится в цокольных или даже подвальных этажах, но никто не лишает их лицензии. Не говоря уж о том, что условия приема там намного уступают тем условиям, которые были в его клинике.

– В итоге – врачей у меня стало меньше, пациентов, соответственно, тоже меньше, а аренда осталась прежней. Рентабельность сошла на нет, и нам пришлось закрыться.

Лукьянов переживает, что власть может легко изменить ею самой же установленные правила игры.

– Пять лет назад здесь разве не цоколь был? Но они же тогда разрешили. Сказали, что можно. Мы и открылись. Хотели в полноценную поликлинику перерасти… Я не понимаю… У нас целое министерство экономики работает, Минздрав. Они устраивают какие-то круглые столы, проводят заседания, но в реальной экономике ничего не работает. Очевидно же, что мы были нужны людям. Мы в конце концов сняли часть нагрузки с бесплатных медучреждений. Нет, чтобы спросить, чем нам можно помочь? А они взяли и уничтожили 50 процентов нашего центра, вынудив по сути нас закрыться.

А вдруг пошлют?

Александр Лукьянов рассказал, как ему видится сегодняшняя система взаимоотношений врача и пациента.

– Наш человек приучен, что он всегда находится в роли просящего. У него психология раба: «Требовать ничего не буду. А вдруг пошлют?». Это на подсознании уже. И такое отношение распространяется даже на платную медицину. Мы даже когда платим, думаем, что нам одолжение делают. Заискиваем перед врачом. Стараемся понравиться, чтобы тот лучше вник в проблему. Наши люди рады уже тому, что их в принципе принимают.

И, как считает Лукьянов, наши врачи привыкли к такому отношению. Врачи пользуются тем, что их работу почти никак не проверить. Если ты пришел не по знакомству, то на тебя вполне могут и огрызнуться, и заставить ждать в коридоре, хотя уже давно подошло твое время, и во время приема позволительно отвлекаться на какие-то свои, не относящиеся к работе разговоры.

– Я несколько месяцев отучал врачей болтать. Они же, находясь на работе, чувствовали себя хозяевами. Могли зайти в чужой кабинет в любую минуту: «Галя, я на обед. Ты-то когда придешь?». Или – «Не подменишь меня во вторник?».

В СССР всегда принимали пациентов «между делом». Нет культуры. А должно быть иначе. Врач те полчаса, что у нас были выделены на прием, должен принадлежать только пациенту. Тот купил это время. И никак иначе.

За двумя зайцами

Говоря о центрах платных услуг, находящихся на площадях государственных больниц и поликлиник, Лукьянов отметил, что частные клиники находятся с ними в неравных рыночных отношениях.

– Мы за все платим сами. Не сидим на бесплатном оборудовании. А те используют оборудование, которое государство приобрело для бесплатников. Отопление, освещение, уборщица – все это у них оплачивается государством. Плюс никакой аренды.

При этом Лукьянов уверен, что прием в таких центрах ведется как бы «по пути». Заодно с бесплатниками. Причем в ущерб и тем, и другим.

– Прием там ведется на тех же площадях, в тех же кабинетах и в той же антисанитарии. Я ходил как-то за деньги к лору. Там в одном помещении всякие гнойные манипуляции с другими больными происходили. Проколы, палочки из носов торчат. И я в верхней одежде. Только что в бахилах. И врач мечется между платными и бесплатными. Или, скажем, для бесплатника номерка нет, а платный мимо него проходит в то же время. Или как минимум без очереди под завистливые взгляды тех, кто беднее. И платное лечение получается неполноценное, и бесплатники обделены.

В завершение беседы Александр Лукьянов сказал, что был бы готов возродить центр, подобный «Первой помощи», но только при условии полной ясности правил игры:

– Нужно, чтобы была поддержка властей. И чтобы все играли по одним правилам. Почему государственным врачам можно принимать в жутких условиях? Почему там не замечают ни падающей штукатурки, ни антисанитарии – ничего. Ведь в наших больницах вообще нет нормальных помещений. При этом и между частниками тоже какие-то свои правила. Скажем, «Инвитро» тоже находится в цоколе, но им это почему-то можно. Ну и нужно развести платные и бесплатные услуги, чтобы все находились в одинаковых условиях. Иначе все это ведет к тому, что платная медицина в нашей республике нормально не развивается и бесплатная продолжает находиться на допотопном уровне.

Здоровая конкуренция

Как рассказал «Карельской Губернiи» главный врач Республиканской больницы Элиссан Шандалович, все цокольные помещения в Республиканке используются только под хозяйственные нужды. По поводу центра платных услуг, находящегося при больнице, он пояснил, что все коммунальные расходы лежат исключительно на этом центре и государство им в этом ничуть не помогает. Платные же услуги оказываются только по окончании основного приема, то есть в вечернее время. Правда, что касается платных стационарных больных, то они вряд ли могут рассчитывать на более комфортную палату, чем бесплатники. Так как палат с туалетами в больнице немного и туда помещают тяжелых неходячих больных. Скажем, в травматологии такой палаты нет ни одной. Сделать в палатах кнопки вызова, по словам Элиссана Владимировича, проблематично, так как придется долбить все стены. Также он очень удивился, что в некоторых отделениях его больницы нет вилок, ложек и кружек и обещал разобраться с этим странным исчезновением. Ну и кроме того, он рассказал, что очень сильно ужесточились нормы СанПиНа и в строящихся новых больницах в каждой палате должны быть душевая кабина и туалет. Правда, к уже существующим больницам это не относится. Так что жить в эту пору прекрасную уж не придется ни нам, ни ему.

По словам начальника управления организации медицинской помощи Минздрава РК Андрея Михайлова, некоторые из высказанных Александром Лукьяновым проблем действительно существуют. Платную помощь в государственном учреждении осуществляет один и тот же персонал. По идее врачи должны осуществлять платный прием по окончании своей основной работы. Но если платящему деньги пациенту это неудобно? Получается, что, если учреждение заинтересовано в оказании платных услуг, оно пойдет на то, чтобы принять пациента в удобное тому время и тем самым потеснить обычных очередников. Или, если речь идет о стационаре, платный пациент вправе рассчитывать на более бережный уход. Чтобы к нему подходили почаще, да и белье чтобы меняли раз в день, а не «по мере загрязнения», как написано в СНИПах. Но медсестра, скорее, подойдет к более тяжелому больному.

– Поэтому, – говорит Андрей Григорьевич, – при совмещении платной и бесплатной медицины зачастую получается не совсем то, что ожидалось. Учреждение, которое хочет быть привлекательным для клиентов, должно или специально готовить персонал, или нанимать другой. Ну и, видимо, лучше использовать другие территории для оказания платных услуг.

Отвечая же на вопрос, жалеет ли Министерство здравоохранения о том, что в Петрозаводске закрылось столь популярное медицинское учреждение, Андрей Михайлов дипломатично заметил, что «здоровая конкуренция – это всегда хорошо». Жаль, не выдержала «Первая помощь» этой «здоровой конкуренции».