
С некоторых пор отказ пассажира попить чайку – для проводника Вагонного участка Петрозаводска сродни катастрофе. Еще бы – руководство настаивает: каждый, кто сел в поезд, в пути просто обязан что-то купить. Проводник должен наторговать на сумму в расчете 20 рублей с пассажира.
Надевай халат и торгуй
Как рассказывают петрозаводские проводники, так называемая «чайная норма» порой делается без труда.
– Увы, раз на раз не приходится, – вздыхают работники железной дороги. – Все зависит от того, какие люди едут в вагоне. Попадаются пассажиры с весьма скромным достатком. Часто люди берут в дорогу свой чай и еду. Как мы им что-нибудь продадим? На колени встанем?
Как признаются проводники, новые обязанности сильно угнетают. Когда торговля не идет, работник ни о чем другом и думать не может, кроме как о пресловутых 20 рублях с пассажира. С них ведь строго спрашивают за срыв плана. Ссориться с начальством не хочется, и зачастую проводники докладывают до нужной суммы из своего кармана.
– Скоро вместо пассажира будем видеть 20 рублей! – усмехается проводник Степан Иванов (имя изменено. – Прим. ред.).
В Вагонном участке Петрозаводска подтвердили информацию, озвученную проводниками. По словам начальника Владимира Кравчука, торговый план им спускает Федеральная пассажирская компания (дочернее предприятие ОАО «РЖД»).
– Сначала я возмущался, сейчас со всем согласился, – говорит Кравчук. Руководитель посетовал, что до установленной нормы их Вагонный участок не дотягивает – зарабатывает всего по 15 рублей с пассажира. Но никаких репрессий за «срыв плана» по отношению к проводникам нет.
– Никто ничего не требует, я их (проводников. – Прим. ред.) не убиваю, – настаивает Кравчук.
– Вот вы не выполнили план. Вам вышестоящее руководство что говорит?
– Говорят: вот в Мурманске могут, а вы не можете. Надевай белый халат и сам торгуй.
Проводники воруют
Если честно, не очень-то верится, что начальник, получивший нагоняй, будет столь лоялен к подчиненным. Обоснованность наших догадок подтверждает сам руководитель Вагонного участка.
– Вы проводников не жалейте! – говорит Владимир Кравчук. – Чего их жалеть?! Они воруют, свой чай продают. Не воровали бы, все нормально бы было.
В моральной нечистоплотности своих подчиненных уверена и начальник резерва проводников Татьяна Сараева:
– Считаю, что план выполним. Ведь вам проводники не говорят, сколько кладут левых денег себе в карман.
Мы предложили усилить контроль за проводниками. Однако начальник не сочла это разумным:
– Я не овчарка, чтобы стоять и каждого проводника ловить. У нас на доверии все основано.
– Как заставить пассажира купить чай, если он не хочет? – попросили мы раскрыть секрет успешной торговли Татьяну Сараеву.
– Нужно найти подход к пассажиру. У одних это легко получается, у других – нет. Если проводник улыбнется, приветливо предложит чашечку кофе, пассажир будет только рад. Я думаю, кофе за 16 рублей никого не разорит.
В шоколаде
Кофе, может, и не разорит, а вот прочие товары – вполне. Цены в поездах на порядок выше, чем в магазинах. Так, 10-граммовый пакетик сахара стоит 5 рублей. Килограмм обойдется в 500 рублей – настоящий золотой песок! А самый дешевый пакет чая с логотипом «РЖД» стоит 8 рублей.
«Росжелдорснаб» – подразделение ОАО «РЖД», занимающееся организацией поставок для компании, – недавно провел тендер на 2011 год на поставку чая, кофе, сахара и сливок для поездов. Согласно техническому заданию, черный чай с логотипом «РЖД» предлагается закупать по 82 копейки за пакетик. А 10 граммов сахара – за 49 копеек. Торговая наценка в поездах превышает все мыслимые пределы.
Кстати, на наш вопрос, чем обоснованы подобные наценки и какой объем выручки собран за 9 месяцев 2010 года, в пресс-службе ОЖД не ответили. Сослались на коммерческую тайну. Впрочем, кое-какие цифры известны. В 2009 году реализация чайной продукции (включая печенье и кондитерские изделия) принесла ОАО «РЖД» 585 миллионов рублей!
В 2009 году с вокзалов Октябрьской железной дороги отправлено 14,8 миллиона пассажиров. Предположим, что каждый пассажир попил чаю на 20 рублей, перемножаем и получается 296 миллионов рублей!
– Если бы мы все выполняли норму, мы были бы в шоколаде, – сетует начальник резерва проводников Татьяна Сараева.
Устои и традиции
В целом складывается впечатление, что над маркетинговыми ходами на железной дороге голову не ломают. Зачем, если проще заломить цену?! Не так давно в поездах ОЖД начали продавать сувениры. Но вряд ли у пассажира в здравом уме возникнет мысль купить кружку с видами «Кижи» за 500 рублей или мыло «Карелия» за 1000 рублей. В поезде вы также можете купить, к примеру, зонт за 800 рублей, игральные карты за 200 или сувенирный пакет с логотипом за 150. Зачем делать цены привлекательными для покупателей, если можно просто-напросто спустить план для проводников? Те ведь побоятся открыто жаловаться. И не зря. Руководство крайне критично относится к своим подчиненным.
– Они пожалуются и на то, что зима пришла, – заявила в разговоре с нами начальник резерва проводников Татьяна Сараева. – Они не видят того хорошего, что в нашей дирекции происходит. Например, того, что теперь проводники не грузят уголь сами. Если проводник пришел на работу, он должен жить по тем устоям и традициям, что существуют здесь. Не нравится – пусть идет работает продавцом, менеджером, кем угодно.
Надеемся, «устои и традиции» Вагонного участка Петрозаводска заинтересуют карельские надзорные органы.