Несмотря на довольно спорный проект реставрации, Преображенская церковь в Кижах легла-таки «под нож».
Этой осенью начался демонтаж нижнего яруса церкви. Руководство музея-заповедника всегда считало, что нужно восстанавливать здание с помощью поднятия его частей на домкратах и частичной переборки ярусов. Противники этого метода доказывали, что безопаснее и качественнее разложить церковь по бревнышкам, а потом вновь собрать. Известная журналистка Юлия Латынина, не так давно приехавшая на остров, была шокирована. Металлический «скелет», введенный внутрь здания для его опоры, она сравнила с крестом, на котором распяли церковь. По возвращении в Москву в своей радиопередаче она обвинила музейное руководство в халатности, посчитав данный метод реставрации варварским.
Впрочем, ЮНЕСКО реставрацию одобрила – казалось бы, пора и спорам утихнуть. Не тут-то было: на недавнем заседании в Минкульте РФ, посвященном работам на острове, противники начавшейся реставрации призвали власть одуматься и остановить запущенный процесс.
Сегодня мы представляем нашим читателям два взгляда на одну проблему.
«Кижи надо контролировать!»
Академик Вячеслав Орфинский, директор НИИ историко-теоретических проблем народного зодчества – филиала НИИТИАГ РААСН в ПетрГУ:
– Преображенская церковь воспринимается мною как очень больное строение. При этом реконструкция ее уже началась, а проекта архитектурная общественность так и не видела. Нынешний проект был утвержден с обязательным условием – апробацией на сходном по сложности и возрасту, но менее значимом объекте. Однако это условие не было выполнено, о чем не поставили в известность инспектирующие объект органы. Начальство Кижей придумало отговорку: они сделали апробацию метода… на амбаре. Разве обычный амбар – сходное по сложности и возрасту строение?
Теперь о самих работах. Тендер на начало реставрации выиграла фирма «Реставрация» из Сортавалы. Точнее, как выиграла – она была единственным участником конкурса. В Карелии эта организация снискала дурную славу: у отреставрированной ею церкви Александра Свирского в Космозере спустя несколько месяцев потекла кровля. Следующий претендент на продолжение реставрационных работ – фирма «Алекон» из Санкт-Петербурга – также оказался единственным участником тендера. В штате этой организации нет ни одного плотника! Бревна церкви восстанавливают с помощью заплат на клею, что категорически запрещено! ЮНЕСКО вот уже несколько лет в своих претензиях к ходу работ на Кижах указывает на недопустимость использования клея. Однако это не действует на музейное руководство.
В Кижах мы имеем дело ни с чем иным, как с круговой порукой: музей сам себе и заказчик, и застройщик, и фактически проектировщик. Обязательно должен появиться контролер качества, совещательный орган – следить за выполняемыми на острове работами.
«Не мешайте работать»
Эльвира Аверьянова, директор Музея-заповедника «Кижи»:
– Вы знаете, споры о реставрации Преображенской церкви длятся уже 45 лет. Оптимальный метод реставрации выбирали не я и не те люди, которые сейчас работают на острове. Среди предложений были и совсем абсурдные: например, оставить церковь догнивать, а потом на ее месте построить точно такую же. Или залить памятник цементом – на века, представляете? Еще в 1980 году было принято решение ввести внутрь церкви металлический каркас. Это был единственный способ сохранить церковь, иначе бы она упала. Вся проектная документация лежит в Росохранкультуре – туда мы отправляли ее почтовым поездом, поэтому и знаем ее точный вес – 30 кг. Хотите ознакомиться с проектом – на поезд и к проектантам! Но никто же не хочет ехать в Санкт-Петербург! Все лишь только критиковать горазды.
Как «ремонтировать» древесину? Полностью заменять бревна – это будет новодел. А мы стараемся сохранить как можно больше исконного материала. Представьте, что мы решили бы раскатать Преображенскую церковь по бревнышку. Церкви нет, музея нет, туристов нет. Как сохранять бревна? Никто не знает. Мы же построили уникальный производственный комплекс, который имитирует Преображенскую церковь: в огромном помещении размещаются бревна всех размеров и длины. Разбирается ярус церкви – бревна вывозятся на специальном оборудовании. Они не лежат под дождем и снегом, а находятся в отапливаемом помещении. Бревна для замены у нас уже подготовлены – специалисты Института леса специально их отбирали, подготовлено уже 500 штук.
Кстати, на амбаре мы не отрабатывали метод лифтинга, а как раз пробовали применение клеев. Метод клеевых вставок применяется во всем мире, но к нему действительно относятся неоднозначно. ЮНЕСКО запретила нам использовать клей. Теперь наш проектировщик – фирма «Спецпроектреставрация» – должен предоставить новый способ реставрации отдельных бревен, окончательное заключение они пока не выдали.
Фирма-подрядчик «Алекон» выполняет у нас только лишь монтажные работы, плотницкими делами она не должна заниматься. Как только придет очередь плотников, мы объявим конкурс. То, что претендентов на реставрационные работы мало – да, это так. Но по закону мы обязаны объявлять конкурс и нанимать на работу даже единственного участника тендера.
Обвинения Латыниной – бред сивой кобылы. Вы читали отзывы Интернет-пользователей на ее передачу? Люди возмущаются, самая точная фраза, которую я увидела в комментариях к ее материалу: «Латынина – как кавалерист, который на...рал и убежал». Она просто всех насмешила!
По поводу предложения Орфинского. Я написала обращение в Министерство культуры РФ, попросила их разрешить создание высокопрофессиональной комиссии, которая контролировала бы процесс. Пока ответа не было. Если Минкульт или ЮНЕСКО по каким-либо причинам попросит нас остановить реставрацию, мы это сделаем. Думаете, мы не хотим сохранить величайший памятник истории? Хотим. А пока же все эти дискуссии лишь отвлекают нас от работы.