Тема номера Пробивал стену, чтобы спастись от пара

Илона Радкевич
№46 (756) 17.11.2010

Авария, происшедшая 9 ноября на Петрозаводской ТЭЦ, породила массу вопросов, опасений и возмущение жителей города. Все СМИ со ссылкой на представителей предприятия сообщили горожанам, что проблем с горячей водой и отоплением не предвидится, но они начались. Батареи быстро стали чуть теплыми, а вода остыла. Зачем же врать? Неужели нельзя было просто предупредить людей о временных неудобствах?

– К сожалению, после таких происшествий станцию достаточно тяжело разворачивать, – говорит директор карельского филиала ТГК-1 Валерий Белов. – В 11 часов 30 минут, когда мы в правительстве обсуждали ход ликвидации аварии и запуска станции, нам казалось, что никаких проблем у нас нет. Нам казалось, что к трем часам мы станцию точно сможем запустить.

Но проблемы возникли.

– Можно сказать, что нам просто не повезло, – говорит Валерий Белов. – Мы не валяли дурака, но на запуск станции нам потребовалось больше времени, и работу мы закончили ближе к полуночи. Вина это наша? Да. Вина. И мы уже принесли свои извинения. Я могу только повториться.

– Холод люди почувствовать не должны были, – говорит заместитель председателя Государственного комитета республики по жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике Аврам Склярский. – Да, батареи были холодные, но в квартире не замерзал никто. И меры были приняты адекватные. Самое главное, что перебоев в электроэнергии не было.

По словам Аврама Михайловича, с технической точки зрения авария на ТЭЦ действительно была не слишком серьезной:

– Просто, когда пар с давлением 135 атмосфер и температурой свыше 500 градусов вырвался наружу, мгновенно образовался густой туман. Никто не знал, что случилось. В таких случаях по инструкции нужно остановить станцию, и они это сделали. Как только все развеялось и определили, что проблема только с одним котлом, а первый и третий агрегаты могут работать, они начали их запускать. Но это же не самовар или машина: сел, завел и поехали. Нужно разогнать котел, разогнать пар. Именно поэтому батареи были в течение дня теплыми.

Готовы к любой помощи

Аварию ликвидировали, тепло в квартиры вернулось, и, возможно, горожане быстро забыли бы о происшедшем, если бы не беда, которой эта история обернулась. В результате разрыва паропровода в котлотурбинном цехе очень серьезно пострадал 48-летний Александр Клещеванцев. В момент аварии он находился в своем кабинете, на щите управления. Освободившийся из разорвавшейся трубы пар выбил в стене (к которой Александр сидел спиной) часть кирпичей и кондиционер и быстро заполнил помещение. Чтобы оказаться в более или менее безопасном месте, мужчине пришлось пробить перегородку из стеклопрофилита между кабинетами. Он сумел самостоятельно выйти через соседнюю комнату в коридор, где его и нашел коллега по работе. Сначала Александра госпитализировали в горбольницу, но уже через несколько дней перевели в республиканскую. Сейчас его состояние оценивается как стабильно тяжелое. У мужчины более 80 процентов ожогов тела.

– Основная наша цель – перевезти его в ожоговый центр Санкт-Петербурга, – говорит Валерий Белов. – И как только врачи разрешат, мы это сделаем. Для этого у нас есть специальный вертолет. Мы готовы оказать любую помощь, которая потребуется. В частности, уже куплен и доставлен в Петрозаводск аппарат искусственной вентиляции легких для пострадавшего.

Александр Клещеванцев – потомственный энергетик. На ТЭЦ он работает с 1982 года, пришел на предприятие сразу после армии. Сейчас коллеги в прямом смысле молятся за то, чтобы он смог выкарабкаться.

Александр – не единственный, кто находился в опасной близости к тому месту, где произошла авария. В общей сложности на этой отметке находилось около десяти человек. О том, что во время аварии на ТЭЦ пострадали два человека (еще сотрудник цеха тепловой автоматики и измерений), почему-то стало известно не от представителей ТЭЦ. С его травмами вообще какая-то странная история. Аврам Склярский в разговоре с журналистами обмолвился, что мужчина не стал оформлять больничный лист и после смены отправился домой. Раз сам не стал оформлять, значит, надо полагать, врачи предлагали. Значит, были причины.

– Он был в соседнем помещении и не пострадал, – уверяет Валерий Белов. – В тот момент, когда его привезли в больницу первый раз, госпитализация ему не требовалась и его отпустили домой. Вечером его еще раз отвезли в БСМП. Ему не требовалась медицинская помощь и не требуется по настоящий момент.

– Зачем тогда понадобилось отвозить его в больницу второй раз?

– Чтобы убедиться в том, что ему никакая помощь не требуется.

При любом раскладе ТЭЦ – объект повышенной опасности, – говорит Валерий Белов. – И любые инциденты могут привести к тому, что появится угроза жизни. Поэтому говорить о том, что наши люди на 100 процентов защищены, было бы утопично.

Причина не ясна

Мы поинтересовались у Валерия Белова, ради чего население ежегодно терпит неудобства при плановых отключениях тепла и горячего водоснабжения, если в итоге происходят подобные аварии?

– Без них аварий на тепловых сетях могло бы быть больше.

Причины, по которой разорвало трубу, сейчас не знает никто.

– Почему она раскрылась и как, должны сказать специалисты после экспертизы металла, – говорит Аврам Склярский. – Может, все дело в изношенности, может быть, виной всему брак при отливке, может, механическое повреждение, а может, и еще что-то. Я всегда говорю при подготовке к зиме, что железо есть железо. Как бы оно ни было подготовлено, никто не даст гарантию, что оно не рванет здесь или там. Сейчас лопнуло здесь.

– Последний капремонт конкретно этого котла был в 2008 году, а делается он раз в пять лет, – говорит Валерий Белов. – Конкретно этот гиб проверялся лабораторией металлов, делалась его дефектоскопия, есть заключение. Противопоказаний по его работе никаких не было.

На ТЭЦ уже приступила к работе специальная комиссия. Поврежденный гиб отправлен в Санкт-Петербург. Группа экспертов планирует провести исследовательские и механические испытания, металлографические исследования и испытания на прочность при высокой температуре. Для анализа потребуется примерно два месяца, но предварительные итоги станут известны уже в конце ноября.

После аварии на ТЭЦ жители города начали строить свои догадки по поводу происшедшего. В частности, на одном из карельских форумов горожане пишут, что оборудование ТЭЦ настолько изношено, что персонал вынужден постоянно предотвращать аварии. И работникам «иногда просто страшно находиться на смене».

– Уровень износа, как и по всей стране, от 60 до 65 процентов, – прокомментировал эту информацию Валерий Белов. – Этот процент не большой и не маленький. Такой, как везде. Сейчас ТЭЦ находится в хорошем состоянии. В 2005 году она вообще была в тройке лучших, с точки зрения экономики, станций России. Как о ней можно сказать, что она в плохом состоянии?

– Оборудование на ТЭЦ, конечно, старое и изношенное, – говорит Аврам Склярский. – Но каждый год там делают ремонты и проводят восстановительные работы. Оборудование было в нормальном состоянии. Испытания оно все прошло. Они получили паспорт готовности. Но то, что в модернизацию оборудования нужно вкладывать деньги – это однозначно. И то, что оборудование стареет и его нужно менять более интенсивно – это тоже однозначно.

Как бы то ни было, происшедшим на ТЭЦ уже заинтересовались стражи порядка.

– Мы не готовы пока ответить на вопрос, есть там криминал, уголовное преступление или все это несчастный случай? – пояснил начальник Следственного управления при Прокуратуре Карелии Петр Клемешов. – Признаки преступления мы видим, поэтому зарегистрировали это сообщение у себя в журнале. По результатам проверки примем решение: или возбудим уголовное дело, или откажем в его возбуждении.