Общество Электрическая береза

Губерния
№47 (757) 24.11.2010

Эта фотография сделана в 200 метрах от деревни Кутижма Пряжинского района. Вас не обманывают глаза: высоковольтная линия закреплена на… обычной березе.

Этим летом в самую жару жители Кутижмы остались без электричества. Как рассказал житель деревни Сергей Котомкин, электрики приезжали несколько раз, что-то делали в трансформаторной будке, но электричество от этого не появлялось. Три упавшие опоры линии электропередачи нашли в лесу грибники и отправили туда электриков (для самих мастеров пройти по линии и проверить провода, видимо, – сверхзадача). Как оказалось, упавшие опоры не годились для того, чтобы поставить их обратно, новых никто не дал, и тогда электрики закрепили высоковольтные провода прямо на березе. С тех пор в Кутижме регулярно случаются перебои с электричеством – как только дождь, снег или ветер посильнее.

Как же так получилось, что провода, по которым идет напряжение в 10 киловольт, закрепили на березе? Возможно ли такое? В службах, куда нам удалось дозвониться, говорят однозначно: такого быть не должно. В Карелэнерго предложили справиться об этой березе в Южно-Карельских электрических сетях. Там ответили, мол, надоели уже с этой березой, видели мы фотографии – не наша она. И отправили в Прионежскую сетевую компанию.

Там вообще оказался какой-то бардак. Пресс-секретарь предприятия сначала заявил, что это линия не их, но они ее обслуживают по договору с районной администрацией. Потом сообщил, что линия точно не их, и предположил, что ее обслуживает железная дорога. Между тем диспетчер, которому звонят жители Кутижмы, когда у них гаснет свет, оказался сотрудником все той же Прионежской сетевой компании.

В итоге оказалось, что это действительно бесхозные сети, которые все-таки обслуживает Прионежская сетевая компания, но только в аварийных ситуациях. Случилось ЧП – его надо ликвидировать. Нет опор? Зацепим провода на березу. «Конкретно по этому столбу я ничего не знал, – комментирует ситуацию заместитель главы администрации Пряжинского района Геннадий Белов. – У нас много объектов в собственности, но документов на них нет. Когда-то они, конечно, были, но сейчас документы надо восстанавливать. Исторически эта линия, конечно, наша, и мы от нее не отказываемся. Но юридически цена договора слабенькая, потому что документов на нее нет. У нас с Прионежской сетевой компанией есть вопросы друг к другу. Можно сравнить их работу с работой в нашем районе других компаний. Это ПКС и Южно-Карельские электрические сети. Например, с ПКС у нас заключены такие же договоры, как и с Прионежской сетевой компанией. Но с ПКС нам удается договариваться, находить компромиссы, они, понимая ситуацию, помогают и документы восстанавливать, и занимаются ремонтными работами. А вот Прионежская сетевая компания считает достаточным содержать диспетчерскую службу и выполнять только аварийные ремонты. Здесь пока понимания нет, есть только действия с позиции силы. Будем все-таки искать компромиссные решения и с березой обязательно разберемся».