Общество Вода против здравого смысла

Александр Фукс
№47 (757) 24.11.2010

«Карельская Губернiя» уже пыталась разобраться в том, почему счета, которые мы получаем за воду, стали больше. Но количество возмущенных звонков и писем с каждым месяцем только возрастает. Вместо привычных 140-180 рублей люди получают счета на тысячу, на две, а кто-то даже на три. Стоимость воды стала зависеть не только от количества проживающих в квартирах людей, но и совершенно необъяснимо от площади квартир. Даже те, кто, как казалось, мудро установил в квартирах счетчики, постоянно получают непонятные квиточки с перерасчетами. Что же за напасть свалилась на нашу голову? И долго ли еще это будет продолжаться?

Диалог с совестью

По словам начальника отдела водоснабжения и водоотведения Энергокомфорт Карелия Любови Максимовой, во многом в этой ситуации виноваты мы сами. Уже с 2006 года в стране действует Постановление №307, согласно которому все сверхнормативные утечки воды должны компенсироваться жильцами. На каждого из нас рассчитано некое среднее количество кубометров воды в месяц, каждый куб стоит определенную сумму. Из этой формулы складывается та сумма, которую мы должны платить. Но в каждом доме существует общедомовой счетчик воды. Ежемесячно контролеры из Энергокомфорта проверяют его показания, и если оказывается, что воды утекло больше, чем планировалось, то мы должны компенсировать разницу ПКС (компании, которая поставляет нам воду). По словам Любови Викторовны, часто бывает, что дом истратил меньше воды, чем планировалось (например, летом, когда многие жильцы уезжали на дачи), и тогда счета присылаются на меньшую сумму. Но бывает, что воды утекает больше. Это происходит, например, потому, что в квартирах проживает больше народу, чем прописано. Скажем, расчет производится на одного человека, а к нему в гости приехали родственники и месяц льют воду всем коллективом. Или люди не прописывают новорожденного ребенка. Не прописывают, но купают. Или сдают квартиры, как выразилась Любовь Викторовна, «маленькой китайской семье».

– Никто же не приходит к нам и не предупреждает, что именно в его квартире появились лишние люди, – объяснила Любовь Викторовна. – Поэтому сумма раскидывается на всех жильцов. Так что каждый должен разговаривать со своей совестью.

Это же касается и ситуаций, когда люди делают ремонт и меняют степень благоустройства своего жилища. Ставят душевые кабины в неблагоустроенное жилье и делают в квартирах сауны. Но за что тогда приходится переплачивать тем, кто установил в квартирах счетчики на воду? Ведь в этом случае никакую «маленькую китайскую семью» не спрячешь. Сколько налил, столько и платишь.

– А разве этих жильцов не должны касаться общедомовые проблемы? – удивилась Любовь Викторовна. – Промывка, опрессовка, замена оборудования. Ремонт тепловых узлов и стояков. При выполнении этих работ вся вода сливается. А это же общедомовые нужды – так что надо платить.

Но не каждый же месяц происходят промывка и опрессовка. Да и суммы, которые приходится переплачивать, как-то уж больно велики.

– Если человек считает, что ему приходят большие счета, он должен идти в свою управляющую компанию и требовать, чтобы они установили, откуда такие перерасходы.

Ну не шмогла

У жильца одной из петрозаводских хрущевок текло с потолка. Хотя жил он на втором этаже пятиэтажного дома. Он пожаловался в свою обслуживающую компанию, пришел слесарь, попытался попасть в верхнюю квартиру, но там никого не оказалось. Слесарь работал до шести, и жильцы верхней квартиры работали до шести. Положение оказалось безвыходным. У человека уже начала падать штукатурка, однажды прямо из люстры полилась вода, он еще несколько раз приходил в обслуживающую компанию, всякий раз его заявку записывали в какой-то журнал, но ничего не менялось. Наконец, месяца через полтора он смог состыковать слесаря и верхних жильцов. У них в квартире оказалось сухо. Слесарь пожал плечами и сказал, что, может, течет по перекрытиям. А может, из соседних квартир, но там же никого нет дома. С тем и ушел. С начала утечки прошло уже три месяца. С потолка продолжает капать. То есть где-то в доме происходит постоянная утечка воды. Управляющая компания даже не ищет причины этой утечки, а платят за перерасход воды жильцы. У человека с потолка падает штукатурка, и он же должен платить за это. И ведь в нашем городе это далеко не единичный случай.

Проще заплатить, чем умереть от инфаркта

Руководитель жилищной инспекции Валерий Галимухаметов убежден, что основная причина возросших счетов за воду кроется в равнодушии городских властей.

– Управляющие компании обязаны содержать все домовые сети в надлежащем состоянии, – объяснил свою позицию Валерий Николаевич. – Предположим, у кого-то кран потек – ведро воды убежало. Слесарь вентиль недокрутил – три ведра протекло. Ну десять. Если на весь дом эти потери раскидать, копейки получатся, но не сотни же и тем более не тысячи рублей.

А раз счета столь большие, значит, управляющие компании просто недобросовестно делают свою работу. Не устраняют утечки, не меняют трубы – в общем, обнаглели. И кто должен ставить их на место? Правильно: те, кто нанял их на работу. То есть собственники жилья. Но обычной бабушке справиться с ними гораздо сложнее, чем, скажем, мэрии.

– Ей проще заплатить, чем умереть от инфаркта в судах и приемных, – говорит Галимухаметов. – Тридцать процентов жилья не приватизировано – иными словами, это муниципальная собственность. И кто как не администрация города со всеми своими специалистами, юристами, целым отелом ЖКХ должны заставлять управляющие компании выполнять Жилищный кодекс? У них только в одном жилищном контроле 54 человека работают. А толку никакого.

По поводу случая с текущим потолком Валерий Николаевич воскликнул, что ходить в обслуживающие компании вообще бесполезно.

– Это просто подрядчик, нанятый управляющими компаниями на работу, – объяснил он. – Они перед жильцами ни за что не отвечают. Договор у граждан заключен с управляющей компанией, туда и надо идти. Но к ним же еще просто так не попадешь. Недавно в одну из них без предварительной записи не пустили даже заместителя председателя Верховного суда.

Отслеживать не зарегистрированных в квартирах людей, по словам начальника жилищной инспекции, тоже обязаны управляющие компании. Но эту свою функцию они тоже не выполняют. Что же касается ПКС, которая взимает с граждан плату за перерасход воды, то эта частная фирма все делает вроде бы по закону.

– Увидели, что есть возможность собрать деньги – зачем же себе в этом отказывать? – говорит Галимухаметов. – Хотя, по большому счету, деньги за перерасход воды составляют всего 1,2 процента от их оборота. Для них почти незаметная сумма, а для людей более чем заметный удар по карману.

У специалистов петрозаводской мэрии времени на встречу с журналистом «Карельской Губернiи» не нашлось. На все обвинения начальника жилищной инспекции администрация ответила небольшим письмом, в котором сообщила, что МУ «Жилищный контроль» вместе с управляющими организациями регулярно устраивают рейды «на предмет выявления утечек холодной воды». Ну и, соответственно, все выявленные протечки устраняются силами управляющих компаний. Что же касается проживания непрописанных граждан в квартирах, то данный вопрос, по убеждению городской администрации, находится в полномочиях паспортно-визовой службы и к управляющим компаниям касательства не имеет.

Вот, в общем, и все. ПКС действует по закону. Жилищный контроль совершает рейды. Управляющие компании добросовестно устраняют протечки. А то, что вы платите за воду, которой не пользуетесь, так «каждый должен разговаривать с собственной совестью».