Общество Представьте: едут террористы, напичканные взрывчаткой…

Евгения Волункова
№5 (767) 02.02.2011

После теракта в Домодедово глава Карелии Андрей Нелидов собрал все силовые структуры на срочное совещание и дал распоряжение усилить охрану и контроль над безопасностью. Впрочем, взволнован был не только глава. Когда на следующий день после московского теракта в гостиницу «Северная» почтой была доставлена подозрительная бандероль, сотрудники тут же позвонили в милицию. И к гостинице слетелись едва ли не все силовые подразделения города. «Северная» была оцеплена. Подозрительный конверт взорвали. Бомбы в нем не оказалось. Там были искусственные цветочки и журнальчики. Наряды разъехались, сотрудники гостиницы выдохнули с облегчением. Но вопросы все равно остались. Главный из них: насколько мы защищены от террористов?

«Проспали»

«Карельская Губернiя» встретилась с Алексеем Солнышковым, начальником отдела по обеспечению деятельности Антитеррористической комиссии в РК.

– Наша страна, увы, славится тем, что отдельные сотрудники охранных структур, правоохранительных органов, должностные лица органов государственной власти активизируется только тогда, когда что-то уже случилось, – признает Алексей Андреевич. – Теракт в Домодедово – тому пример. Вроде бы охраняют аэропорт как зеницу ока. И все равно не смогли предотвратить трагедию. У нас и система по борьбе с терроризмом была разработана после теракта в Беслане в 2004 году. Только тогда были внесены изменения в российское законодательство и во всех субъектах РФ появились антитеррористические комиссии, к работе по противодействию терроризму были привлечены органы власти всех уровней.

По словам Солнышкова, система безопасности налажена и работает постоянно.

– Многие думают, что нам ничего не грозит, – говорит Алексей Андреевич. – Кому мы нужны, город же маленький, а о районах и говорить нечего. Тем не менее все может быть. Ведь в Петрозаводске и районах республики много потенциально опасных объектов, объектов с массовым пребыванием людей. Вот представьте, скажем, такую ситуацию: едут террористы, напичканные взрывчаткой, в Москву. Вдруг им сообщают, что там усилена охрана. Тогда они, чтобы не рисковать, пересаживаются на другой поезд, в Питер. А там тоже засада впереди... Тогда они совещаются: что делать, кого взрывать? И решают отправиться на Север, к нам. Надо быть готовыми ко всему. И мы готовы. Скажем, на том же железнодорожном вокзале есть и патрули, и охрана, и камеры, и даже бдящие люди в штатском. За руку они просто так никого не хватают: все обучены распознавать террористов.

– Смертника можно вычислить по его поведению, – поясняет Солнышков. – Тот, кто вот-вот себя взорвет, обученному человеку виден издалека. Он нервничает, странно себя ведет. Да и выглядит соответствующе: одежды широкие, часто темные... Особенно это летом подозрительно смотрится.

В школах все спокойно

Если верить ответственному секретарю антитеррористической комиссии Игорю Хаменко, все муниципальные учреждения Петрозаводска хорошо охраняются. Антитеррористической комиссией регулярно проводятся семинары по вопросам безопасности с главврачами и директорами школ. В каждой школе введена должность замдиректора по безопасности. Есть охрана, камеры, тревожные кнопки.

Чтобы увидеть все своими глазами, идем в школу №10.

У входа нас встречает женщина-охранник. Загородив дорогу, она спрашивает, кто мы и к кому пришли.

Эмма Нуриева работает в школе уже три года. За это время запомнила всех – и детей, и родителей. Посторонний мимо нее не пройдет:

– Если кто-то незнакомый заходит, я тут же спрашиваю, зачем и к кому. Просто так дальше первого этажа у меня никто не пройдет.

Оружия у школьных охранников нет. Зато есть тревожная кнопка на случай нападения. А еще, как и всякий охранник, Эмма Нуриева владеет приемами борьбы и обучена вести диалог с любым, даже самым сложным собеседником.

На первом этаже возле кабинета директора включен монитор, показывающий пришкольные участки. Камеры установлены по всему периметру школы.

– За камерами регулярно следят, – говорит замдиректора по безопасности Юрий Максимов. – Или я, или секретарь, или охрана. Подозрения вызывают люди, которые появляются на территории школы во время уроков, когда нет «наплыва». Проскочить незамеченным очень сложно.

Бдите

Особенно тщательно охраняют промышленные объекты и те, где много людей: ТЭЦ, вокзалы, больницы, школы и т.д. У каждого объекта есть свой паспорт безопасности, в котором прописаны все возможные угрозы и план действий по их предотвращению.

– Учения помогают подготовить специалистов, проверить степень защищенности объектов, учат правильно организовывать взаимодействие разных структур… – говорит Игорь Хаменко. – Иногда силовикам не сообщают, что их вызывают на учения, потому как если человек знает, что все понарошку, он расслабляется и работает не в полную силу.

Начальник отдела по обеспечению деятельности Антитеррористической комиссии в РК Алексей Солнышков уверен, что никакая охрана не поможет, если окружающие люди не будут бдительны:

– Видишь ты где-то сумку подозрительную или человека, не закрывай глаза, сообщи… Вы на каком этаже живете?

– На втором.

– Подвал у вас на первом открыт или закрыт?

– Э-э-э...

– Вот. Это и называется бдительностью: обращать внимание на то, что творится вокруг. Домой придете – проверьте подвал.