Общество Вода убивает дафний

Надежда Меккиева
№5 (767) 02.02.2011

Из кранов петрозаводчан вновь полилась желтая вода. У некоторых даже коричневая. Продолжалось это недолго, день-два, но люди все равно забеспокоились. Ведь в мае 2010 года, когда в столице Карелии ввели новые водоочистные сооружения, казалось, с дрянной водой покончено раз и навсегда. Однако дорогущая система очистки (она стоит более полумиллиарда рублей), открытая с такой помпой, все еще несовершенна.

Первое лицо

В Петрозаводских коммунальных системах появление цвета объяснили пусконаладочными работами, смысл которых, похоже, понятен только коммунальщикам. Ни начальник водопроводных сооружений, ни начальник Водоканала Михаил Пчелов не стали ничего разъяснять, доверив эту задачу неспециалистам. Как пояснили в пресс-службе ПКС, сейчас новое оборудование работает в тестовом режиме, и в течение всего года придется проводить испытания. Якобы все зависит от цветности воды в озере, которая, как известно, зимой самая большая.

– Сначала было включено 17 контактных осветлителей, потом все 22. Оборудование надо проверять опытным путем, – сказала начальник пресс-службы ПКС Жанна Андросова.

1 июня 2010 года, торжественно запуская водоочистные сооружения, нас заверили: эра чистой воды началась. Пусконаладочные работы, как не раз заявлялось в прессе, длились с декабря 2009 года по май 2010-го. Сейчас коммунальщики открещиваются от своих слов. Мол, о том, что еще год придется отлаживать систему, они предупреждали. Это, мол, экс-губернатор республики Сергей Катанандов поспешил с громкими заявлениями.

– Мы же не будем опровергать слова первого лица республики, – заметили в пресс-службе.

Между тем, как анонимно говорят работники Водоканала, пока система отлажена неидеально.

– Еще не все отрегулировано, не все выдерживает. Только построить – недостаточно, – говорят работники.

Четкая работа водоочистных сооружений требует дополнительных затрат – на дополнительное оборудование, специалистов, а также на закупку реагентов. Еще год назад директор ПКС Александр Сафронов сообщил, что нужно нанять 29 человек, найти 20 миллионов рублей на реагенты и еще 20 – на электроэнергию.

Вообще, выбранный Петрозаводском путь очистки воды довольно дорогой и ежемесячно требует немалых затрат. К примеру, реагенты мы закупаем в Финляндии.

Живут двое суток

В июне прошлого года Сергей Катанандов на глазах у журналистов выпил стакан сырой воды из крана. Однако петрозаводчане не спешат поступать так же. Многие жители столицы Карелии до сих пор предпочитают воду из родников или устанавливают дома фильтры. Простые работники Водоканала признаются: после ввода новых водоочистных пить воду из крана они побаиваются. Даже кипяченую. Ведь если раньше обработанную реагентами воду смешивали с необработанной, то теперь сульфатом алюминия обрабатывается весь объем воды.

Не пьет прозрачную петрозаводскую воду и научный сотрудник лаборатории экологических проблем Севера при ПетрГУ Наталья Артемьева, занимающаяся водной токсикологией. Почему? Раньше лабораторные дафнии (мелкие рачки) спокойно жили в петрозаводской водопроводной воде, а теперь погибают.

– Раньше мы набирали воду, отстаивали ее, чтобы хлор улетучился, а потом помещали туда дафний, и они спокойно жили, – рассказывает Наталья Артемьева. – С мая прошлого года в нашей прозрачной воде дафнии гибнут, живут не более 48 часов. Значит, идет какое-то токсическое влияние.

Сотрудники лаборатории не берутся утверждать, что петрозаводская вода опасна для человека.

– Без специальных исследований все голословно. Возможно, это не токсические вещества, а изменение в воде процентного соотношения каких-то нормальных веществ, – говорит Артемьева. – Надо проводить серьезные исследования.

По признанию Натальи Артемьевой, им интересно узнать, что же губит их дафний, но чтобы воду сдать на исследования, нужны деньги. Карельский Роспотребнадзор категоричен в своих утверждениях: водопроводная вода в Петрозаводске полностью соответствует санитарным нормам.

Как у них?

Хельсинкская водопроводная вода признана экспертами самой чистой в мире. Она подается по самому длинному в мире (124 км) туннелю, вырубленному в скалах. Вода известкуется, благодаря чему становится вкуснее и менее агрессивной к металлическим трубам. После она обрабатывается сульфатом железа (у нас – алюминия) – для извлечения органических примесей, обеззараживается озонированием (у нас – ультрафиолетом) и наконец – гипохлоритом натрия.

Более половины жителей Суоми потребляют воду из подземных источников. Это самый надежный способ получения чистой воды при минимальной обработке. В Турку, где подземных вод не хватает, используют невероятный для России способ: воду из реки очищают, а затем закачивают в грунт, чтобы, профильтровавшись через грунты, вода стала природной.

В Европе из природных подземных резервуаров обеспечивается уже три четверти потребности в питьевой воде. В США – более половины. В России около 15 процентов водопотребления осуществляется из подземных источников.