
В Петрозаводском городском суде начали рассматривать непростое дело. На скамье подсудимых – 19-летний студент Никита Беспалов. Его обвиняют ни много ни мало в изготовлении и попытке продажи бомбы.
Весной прошлого года на Беспалова вышел оперативный работник МВД и представился членом организованной преступной группировки. Он объяснил, что нужно кое-кого «убрать», и попросил изготовить взрывное устройство. Молодой человек согласился. Для того чтобы Никите легче работалось, оперативники даже предоставили ему пустой гараж в гаражном кооперативе «Заря-1». За пробный вариант бомбы, в основе которой была перекись ацетона, Никита получил 2400 рублей. За само взрывное устройство, замаскированное под автомобильную аптечку, молодому человеку заплатили 15 тысяч рублей. При получении этих денег Никиту и задержали.
По принуждению
На суде Беспалов сразу заявил: вины своей не отрицает, бомбу он действительно изготовил. Но…
– У меня не было другого выбора, я действовал по принуждению, – уверяет Никита.
«В разработку» молодой человек, придерживающийся националистических взглядов, попал еще три года назад, в декабре 2008 года. Выступавший на суде сотрудник ФСБ по Карелии объяснил: Никита активно занимался спортом, изучал ножевой бой, выступал против антифашистского движения. В общем, вел себя подозрительно, поэтому за ним и наблюдали. Когда же появилась информация о том, что Никита на досуге изготовляет и испытывает взрывные устройства, к нему решили под видом члена ОПГ внедрить оперативника. В тот момент Никита еще был студентом КГПА и жил в общежитии. Поэтому для экспериментов с взрывчатыми веществами ему и предоставили гараж.
С работавшим по легенде оперативником Никиту свел хороший знакомый. Он, кстати, сейчас находится в местах не столь отдаленных. Давать показания в суде его привезли под конвоем. Мужчина рассказал, что с Никитой познакомился три года назад в Интернете. После они периодически встречались. Когда судья поинтересовался, какова была цель подобных встреч, знакомый Никиты ответил коротко: «Беседы». О том, что Никита может изготовить взрывное устройство, он знал только со слов других людей. Правда, один раз ему довелось присутствовать при «испытаниях». Никита взорвал хлопушку собственного изготовления, сделанную из коробочки из-под зубочисток. Знакомый Беспалова сделал выводы. Позже именно он порекомендовал Никиту в качестве человека, способного изготовить бомбу.
– В тюрьме к нам часто подсаживают так называемых «транзитчиков», – объяснил на суде мужчина, – их этапами везут из одного города в другой, и они у нас в камерах ночуют пару суток. И вот как-то попал к нам паренек из Питкяранты. Мы разговорились, речь зашла о взрывчатых веществах. Вот я и вспомнил про Никиту. Паренек сказал, что скоро освобождается, и попросил свести его с Беспаловым…
Слежка
После того как Никита согласился изготовить взрывное устройство, за ним началась тотальная слежка. Оперативники фиксировали все его передвижения по городу: в какой троллейбус сел, в какой магазин зашел, что купил, куда пошел дальше.
В гаражном боксе была установлена видеокамера. Все переговоры с «представителем ОПГ» тоже записывались.
В рапортах оперативников Никита предстает настоящим монстром. Молодой человек якобы попросил такую же машину, какая будет у предполагаемой жертвы, чтобы придумать, как лучше разместить взрывное устройство. Когда ему показали черную «Ауди» А6, Никита тщательно измерил расстояние от двери до водительского сиденья, попробовал спрятать автомобильную аптечку под сиденье и под капот. Все эти манипуляции он проделывал совершенно хладнокровно. Оперативники уверяют: Никита предлагал начинить взрывчатку поражающими элементами, обработанными ядом. И неоднократно просил «заказчика» в день ликвидации взять его на место взрыва, чтобы увидеть все собственными глазами.
Ни один из выступавших на суде экспертов-взрывотехников не смог однозначно сказать, что изготовленные Никитой взрывные устройства представляли собой реальную угрозу для жизни человека. По их мнению, первая, пробная, бомба больше напоминала петарду. Она была опасна только в том случае, если бы предполагаемая жертва, к примеру, держала «бомбу» в руках. Да и то повреждения были бы не слишком серьезными. Даже точную мощность этого взрывного устройства определить невозможно. Самодельную бомбу взрывали на снегу, и почти никаких следов от взрыва не осталось. Особый интерес специалистов вызвали семь железных шариков, которыми была начинена взрывчатка. Но непонятно, разлетелись бы они во время взрыва или нет.
Вторая бомба, замаскированной под автомобильную аптечку, была уже заметно опаснее. Однако у взрывотехников все равно не создалось впечатления, будто бы взрывные устройства готовились для убийства.
Рецепт в Интернете
– Видно, что готовил их не профессионал, – отметил присутствовавший на суде в качестве свидетеля старший эксперт-взрывотехник ФСБ. – Я отнес бы это к хулиганскому поступку. Такое ощущение, что человек, который их делал, хотел перед кем-то предстать большим, чем он есть на самом деле.
В наше время, для того чтобы сделать бомбу, не нужно специальных знаний. Достаточно школьного курса химии (кстати, в характеристике, присланной из школы, где учился Никита, указано: физика и химия молодому человеку не давались. По этим предметам он получил «тройки». – Прим. ред.). Эксперты признаются: рецепт изготовления взрывного устройства можно легко отыскать в Интернете. Все ингредиенты для изготовления той же перекиси ацетона находятся в свободной продаже. Конечно, большинству людей такие вещи просто неинтересны. Но есть индивидуумы, для которых изготовление взрывных устройств – что-то вроде хобби. И они даже не подозревают о том, что за свое опасное увлечение могут поплатиться свободой.
Никите Беспалову сейчас грозит от четырех до восьми лет лишения свободы. Однако защитник Беспалова уверен: если бы не искусственно созданная сотрудниками МВД и ФСБ ситуация, взрывные устройства для Никиты так бы и оставались простым хобби.
– Да, мы не отрицаем, что он виноват, – говорит адвокат Никиты. – Его вина лишь в том, что, участвуя во «взрослых играх», он хотел выделиться, показать себя и свои способности. Никита даже не задумывался над тем, что, став участником оперативных действий, он может быть привлечен к ответственности. А ведь это взрослая жизнь, диктующая свои правила, о которых молодые люди имеют смутное представление. И попав в реальную ситуацию, когда за спиной стоят сотрудники ФСБ и МВД, он осознал, что отступать уже некуда. Более того, отступить никто не даст.
Адвокат объясняет: оперативник не зря представился именно членом ОПГ. Молодой человек, столкнувшись с сотрудником серьезных структур, побоялся отказать. Никита понимал, что необходимо изготовить взрывные устройства, поражающая сила которых не смогла бы привести к серьезным последствиям. Не случайно же органами предварительного следствия обвинение в покушении на убийство было снято.
– Понятно, что после кондопожских событий местные правоохранительные органы стараются перестраховаться и предупредить подобные преступления. Однако нельзя забывать, что речь идет о судьбе молодого человека. За глупость и юношеский максимализм его, несомненно, стоит наказать, но никак не привлекать к уголовной ответственности.
Очередное слушание по делу Никиты Беспалова назначено на 2 марта. В суд уже несколько раз вызывали того самого оперативника, который работал по легенде. Однако он пока не явился. Объяснил, что болеет. Надеемся, на следующем судебном заседании мы сможем услышать его версию происшедшего.
«Карельская Губернiя» будет держать вас в курсе событий.
Не первый случай
Случай с Никитой Беспаловым – уже не первый. Осенью прошлого года сотрудники МВД Карелии столкнулись с другим любителем взрывоопасных предметов. Тогда самодельная бомба взорвалась прямо в руках у 22-летнего молодого человека, оторвала ему кисть левой руки и обожгла лицо. Правда, сотрудники милиции решили, что взрывчатку молодой человек готовил не для экстремистских целей, а из «спортивного интереса».