Спорт и отдых Евгений Стойков носил портфель за женой

Ася Зимина
№8 (770) 23.02.2011

День защитника Отечества – один из немногих дней в календаре, когда сильная половина человечества получает законное право принимать поздравления и без стеснения выслушивать слова благодарности. «Карельская Губернiя» от души поздравляет всех мужчин с праздником, а читателям сегодня представляет военного комиссара Карелии Евгения Стойкова.

Обычно наших собеседников бывает непросто «разговорить», когда речь заходит о семье и личной жизни. Тем более было удивительно, когда в выходной день, встретив нас в своем рабочем кабинете, Евгений Николаевич первым делом представил супругу – Ирину Ивановну. Однако совсем скоро стало понятно, что ничего удивительного здесь нет – они уже 44 года, с тех пор как в девятом классе сели за одну парту, все и всегда делают вместе.

Жена – это надежный тыл

– Мы сначала учились в параллельных классах в восьмилетке, – вспоминает Евгений Николаевич. – А когда перешли в среднюю школу, попали в один класс, сели за одну парту и… да, так вот получилось, что сразу же влюбился.

– И мне он тоже сразу понравился, – тут же поддерживает супруга Ирина Ивановна. – Мы в девятом классе учились во вторую смену, возвращаться приходилось поздно, и он провожал меня домой, носил мой портфель. Он, конечно, был красавец-спортсмен, но меня в нем покорили доброта и внимательное отношение к людям. А в школе мы часто гуляли и много занимались вместе.

– Я в школьные годы был увлечен спортом – легкой атлетикой, лыжами, борьбой – поэтому учился только на «тройки», а моя будущая супруга училась, напротив, хорошо и мне помогала в учебе, – поясняет нынешний военком республики. – И для поступления в училище она меня готовила. А вот училище я окончил уже с отличием. Мы поженились в 1971 году, и Ирина с тех пор всегда была рядом. У нас двое детей, дочка живет и работает в Петрозаводске, ее сыну – нашему старшему внуку – уже 17-й год. А сын – офицер ФСБ в Санкт-Петербурге, и младшему нашему внуку в этом году исполнится 6 лет. Предвосхищая ваш вопрос, скажу, что старший внук по стопам деда идти не собирается, но отслужить в армии хочет, а вот младший, вероятно, станет военным – по крайней мере, сейчас он сам в этом уверен, – улыбается полковник запаса, когда-то командовавший ракетными войсками артиллерии армии.

– Насколько важен для военного такой тыл, как понимающая и терпеливая супруга?

– Это 80 процентов всего. Если я говорил, что мы куда-то едем, жена никогда ничего не спрашивала, не выясняла – она просто ехала со мной, ни разу меня одного не оставляла. А мы сменили около десятка мест проживания.

– Что вы любите делать вместе в свободное от службы время?

– У нас так мало времени было, что, кроме совместной уборки и выездов на природу, ничего не могу вспомнить, – смеется Евгений Николаевич. – А вообще мы все делаем вместе – если жена убирает, я готовлю или наоборот. Вместе же проще и веселее.

– Ирина Ивановна, вам пришлось проехать за супругом из Ивановской области в Прибалтику, потом до Дальнего Востока и в итоге остановиться в Карелии. Где было сложнее всего?

– Вы знаете, так получилось, что именно здесь, в Петрозаводске, оказалось сложнее всего. Мы приехали сюда в 1994 году, а квартиру получили только в 1997-м, три года жили на съемной. И время было такое, что зарплату в армии не платили по три месяца, все запасы, что с собой привезли, съели, а других заработков у нас нет и быть не может. Я ведь тоже служила в армии, поскольку работу в гарнизонах найти практически невозможно. Ну и еще получилось, что из Петрозаводска мы отправили 14-летнего сына в Санкт-Петербург в кадетский корпус. Пришлось мне поплакать… Но это было решение, принятое сыном, – ничего не поделаешь.

– Да он и сам через месяц начал «плакать»: возьмите меня обратно, – вспоминает Евгений Николаевич. – Здесь в школе учеба давалась легко, а там учиться оказалось непросто, преподавательский состав очень сильный. И все-таки обтерся, привык, и все пошло хорошо. После он окончил военную артиллерийскую академию в Санкт-Петербурге, ту же, что и я когда-то, и перешел служить в ФСБ. На самом деле за детей всегда сердце болит, хоть они взрослые уже. А теперь еще и за внуков.

Военный по призванию

– Евгений Николаевич, а вы сами в детстве были каким?

– Меня воспитывали в строгости. Я родом из Ивановской области. Отец работал помощником мастера на текстильной фабрике, мама – там же ткачихой. Родителей слушался всегда, и если бы они были живы, слушался бы беспрекословно до сих пор. Они для меня были авторитетом – мама была лучшей ткачихой и награждена орденом «Знак почета», а отец был лучшим в своем деле – награжден орденом Октябрьской Революции. В детстве очень любил читать – с малолетства был записан в библиотеку при Доме пионеров и читал все подряд, но больше всего увлекали, конечно, приключенческие романы. А вот на игры и простое баловство на улице времени не оставалось – у нас были свои дом, сад, огород, там работы всегда хватало.

– И почему же вы решили стать именно военным?

– Мой дядя – брат мамы – летчик-истребитель, Герой Советского Союза Михаил Ильич Шилов. Он был обычным ткачом на текстильной фабрике, но занимался в аэроклубе. Поэтому по путевке комсомола был направлен в летную школу в Великие Луки, и так с 1938 года он стал служить в Красной Армии. Первый бой принял на третий день Великой Отечественной войны, атаковав с товарищами группу бомбардировщиков на подступах к Одессе. Был представлен к высшей правительственной награде – ордену Ленина, но получить ее не успел. 23 сентября 1941 года в районе Одессы он один вступил в бой с пятью истребителями противника, отвлекая их от наших самолетов, штурмовавших вражескую пехоту. В этом бою погиб… Конечно, я хотел стать таким же. Но летчиком не стал из-за зрения.

– Как попали в Петрозаводск?

– После окончания Коломенского высшего артиллерийского училища, а затем Ленинградской военной артиллерийской академии я был направлен на Дальний Восток. А в 1994 году был переведен в Петрозаводск начальником ракетных войск артиллерии армии. Затем ее расформировали в 1998 году, и я вышел в запас. Работал в военном комиссариате, а с декабря 2009-го назначен военным комиссаром республики.

– Никогда не жалели, что стали военным?

– Нет. Я думаю, что это мое призвание. Да, конечно, было трудно, и особенно тяжело нести ответственность за людей – я пять с половиной лет командовал полком, а это больше тысячи человек, и за каждого ты несешь ответственность.

Но когда выходишь на полигон и все получается, то понимаешь, что в этом весь смысл твоей службы, и вся военная романтика тоже в этом.

Армия становится армией

– А сейчас армия считается делом непопулярным…

– Стало очень много больных молодых людей. То есть не тех, кто не желает служить в армии, а на самом деле больных. Они в 17 лет становятся на первоначальный воинский учет, и мы уже понимаем, что около 40% не годны для прохождения воинской службы. Ну и вы сами видите, что сейчас обстановка не самая благоприятная, в тех же средствах массовой информации с соответствующими комментариями много говорится о том, что армия нам не нужна. А армия – это один из сложнейших элементов государственности, без армии нет государства.

– Когда-то в школах был предмет – начальная военная подготовка, сейчас ОБЖ. Этого достаточно?

– В ОБЖ есть курс начальной военной подготовки, там всего около 80 часов, из которых 40 часов отведены на учебный сбор. Этого, конечно, очень мало. Но все-таки какие-то навыки сегодняшние дети получают. В республике за счет Министерства обороны мы создали 11 учебных пунктов, где есть все необходимое для получения азов военной подготовки.

– СМИ часто пишут о кризисе нынешней армии...

– Я считаю, что сейчас армия становится армией. Были очень сложные времена в конце 90-х годов, но сейчас произошло объединение округов, армия лучше финансируется, боевая подготовка идет полным ходом – все становится на свои места. Вы, наверное, сами видите, что наш авиационный полк летает каждую неделю.

– А Петрозаводск считается стратегически важным военным объектом?

– Безусловно. Это северное направление, и здесь Россия граничит с Норвегией, входящей в НАТО. За несколько дней на территории Норвегии можно создать многотысячную группировку. Поэтому, конечно, Мурманская область и Петрозаводск – очень важное стратегическое направление. В этом смысле все очень серьезно.