Экономика Картошечка золотистая, серебристая и бриллиантовая…

Алексей Бородин
№8 (770) 23.02.2011

Картофель в России традиционно считают вторым хлебом. Каждый уважающий себя дачник почитает за долг закинуть осенью в подвал два-три мешка картошки. Она стоит вторым пунктом в продуктовой корзине россиянина:

в среднем трудоспособный гражданин потребляет в год 107 килограммов этого овоща. Больше – только хлебных и молочных продуктов. Причем в отличие от той же пшеницы картофель отлично растет и в северных регионах – например, в Карелии. Так с какой же стати за последние несколько месяцев цена на самый главный овощ взлетела в полтора раза?

На подорожание картофеля внимание обратили не сразу. Цены ползли постепенно, но уже после нового года он стоил 33 рубля – против октябрьских 24-х. А сейчас самый «популярный» ценник – 37 рублей.

− Цены на картофель значительно выросли, − жалуется пенсионерка Екатерина Львовна. − Пенсия не особо большая, я за счет картошки хоть как-то спасалась. А теперь и здесь сплошные траты! У соседей моих дача есть, так они свой картофель едят. У меня же ни дачи, ни запасов, все приходится покупать. Причем посмотрите: картошка и бананы стоят одинаково! Хотя бананы из Эквадора везут, а картофель у нас за каждым забором выращивают. Это что за спекуляция?

Путаница в показаниях

…С октября по февраль картофель в Карелии подорожал на 140%. А если брать в расчет сельскохозяйственную ярмарку, где «второй хлеб» продавался по 10 рублей за кило, скачок получится просто головокружительный. Может, жаркое лето виновато? Оправдание для производителей и продавцов удобное, но резонное. Однако в Министерстве сельского хозяйства журналистам пояснили: урожай картошки и в этом году вышел неплохой, 76 тысяч тонн. Вот капуста – да, ее из-за засухи собрали в три раза меньше обычного. Так что без импорта не обойтись. А картофеля местного, по подсчетам специалистов, на республику должно хватать. Правда, это с учетом дачных и фермерских хозяйств. Мало того: как рассказывают производители, сухое лето избавило от некоторых болезней (например, фитофтороза), которые в прежние годы портили им урожай.

Что же происходит? Неужели спекуляция? Совхозы сегодня продают картофель по 20 рублей за кило. Однако даже беглый обход магазинов и рынков показал: местная картошка хоть и дешевле – 28-30 рублей, но найти ее непросто. В большинстве торговых точек продают овощ завозной, из Вологды, а то и вовсе из Финляндии. Разумеется, по соответствующей цене.

Куда же делся весь урожай? В Министерстве экономического развития республики цифрам от своих коллег удивились.

− Если раньше на местном рынке картофель был исключительно карельский, то теперь мы видим на прилавках в основном привозной, − пояснил специалист министерства. − Сегодня республика обеспечивает себя продовольствием на 17%. Что касается цен, то это общероссийская динамика. На картофель цены в Карелии растут даже медленнее, чем у соседей. И, конечно, засуха не могла не сказаться. У многих хозяйств, традиционно снабжавших республику картофелем, сборы в этому году были ничтожные. К слову, цены разнятся даже по районам:

в Олонецком районе картофель выращивают, и там сейчас средняя цена 25 рублей. А в Муезерском стоимость килограмма картошки доходит до пятидесяти! И повлиять на ситуацию мы не можем: по закону государство начинает регулировать цену на социально значимые продукты, когда рост составляет 30% за 30 дней.

Разговор не в пользу бедных

К засухе добавляются и традиционные аргументы: цены на топливо, коммунальные услуги, электроэнергия… В результате растет закупочная цена. Но все эти выкладки не объясняют, каким же образом «второй хлеб» в России оказался дороже молока, сахара и экзотических фруктов? К слову, по молочным производителям засуха тоже ударила, но такого ценового скачка мы не наблюдаем.

Думается, что факторов здесь гораздо больше. В первую очередь это все же торговые наценки, которые составляют порядка двадцати процентов от итоговой стоимости. Ведь картофель – продукт первой необходимости, его купят все равно. Далеко не у всех есть дачные запасы и не каждый успел затариться на осенней ярмарке. Впрочем, в карельском Управлении антимонопольной службы идею ценового заговора отрицают и тоже ссылаются на неурожай.

− Как мне известно, еще ни одно антимонопольное дело по картошке не возбуждено, − заявил руководитель ведомства Михаил Петров. − О сговоре говорить не приходится, так как цены разнонаправленные: можно купить картофель за 40 рублей, а можно и за 60. Единственное, что могло бы сбить цену, это завоз картошки из-за границы.

…Еще одна причина − общероссийского масштаба: таможенная пошлина на импортный картофель. Ее отменили в ноябре, когда цены за границей уже поднялись. Потому и стоит финская картошка дороже эквадорских бананов. А ведь своего ценового пика картофель достигает не зимой, а весной! Так что, судя по всему, в самое ближайшее время карельский потребитель будет приучать желудок к новым блюдам: борщ из бананов, бананы жареные и банановое пюре. А «второй хлеб» будут покупать только по праздникам.