
На прошлой неделе в Интернете было размещено видеообращение кондопожанки Светланы Шаповаленко к президенту России Дмитрию Медведеву. Оно вызвало огромный общественный интерес. Еще бы, ведь кондопожская предпринимательница уверяет: криминальные авторитеты отобрали у нее бизнес, правоохранительные органы бездействуют, а власть в Карелии принадлежит преступникам. Где правда, где кривда, взялась выяснить «Карельская Губернiя».
Дружба дружбой, а бизнес врозь
Как говорит в своем видеообращении Светлана Шаповаленко, в 2005 году ее предприятие по камнеобработке попало в поле зрения криминальных структур, в частности, некоего бизнесмена Русина. Впрочем, при встрече с Шаповаленко выяснилось, за помощью к Русину она обратилась сама. Гражданский муж Светланы и Русин дружили, поэтому бизнесмен согласился дать в долг Шаповаленко больше 2 миллионов рублей сроком на один год и без процентов. По словам Шаповаленко, чуть позже Русин попросил выдать ему доверенность на право распоряжения земельным участком и зданием одного из цехов. Якобы доверенность должна стать некоей гарантией уплаты долга. Шаповаленко считала, что доверенность не имеет юридической силы и нужна только для проформы.
Она ошибалась. По доверенности без ее ведома продали землю и здание.
Выдача доверенности вызывает вопросы, ведь этот документ не обеспечивает обязательств по займу. В случае неплатежеспособности Шаповаленко Русин легко мог взыскать долг через суд. Что, кстати, бизнесмен и сделал. И более убедительной выглядит версия бизнесмена Русина который утверждает, что Шаповаленко сама предложила продать ему один из цехов, так как предприятие попало в тяжелое финансовое положение. Дела у бизнес-леди действительно шли не слишком хорошо. Стоит заглянуть в базу Арбитражного суда, и вы увидите, как Шаповаленко осаждают кредиторы.
За цех Шаповаленко попросила 480 тысяч рублей. Правда, как выяснится позже, на момент продажи цех этот был арестован судебными приставами за долги и оценен в 530 тысяч рублей. Покупателю Русину пришлось заплатить по долгам Шаповаленко, чтобы снять арест, и оформить цех в собственность. Судебный пристав свидетельствовал в суде: бизнес-леди была в курсе, что Русин оплатил ее долг. А ведь по закону она могла в любой момент отменить доверенность, уведомив об этом Русина.
Также она могла поставить в известность судебных приставов, которые получали от Русина деньги. Но ничего этого сделано не было. Все эти обстоятельства еще в 2008 году исследовал Кондопожский городской суд и отказал Шаповаленко в признании доверенностей и сделок недействительными. После к такому же выводу пришел и Верховный суд Карелии.
Фантазии
Странно, что в суд Светлана Шаповаленко подала только через год после продажи цеха. Как объясняет предпринимательница, она ждала реакции правоохранительных органов.
Что же на самом деле не заладилось во взаимоотношениях Шаповаленко и Русина, остается только гадать.
В Карельской прокуратуре дело Шаповаленко хорошо знают и после ее видеообращения даже собрали пресс-конференцию, опровергнув заявления предпринимательницы.
– Если обстоятельства установлены судом, мы не вправе возбуждать уголовные дела, – сказал заместитель прокурора Карелии Эдуард Гусаков. – Суд пишет, что никаких нарушений не было, ни о каком рейдерском захвате нельзя говорить.
Правда, уголовные дела все-таки есть. Действительно, как рассказывает Светлана Шаповаленко, ее побили, машину адвоката подожгли и украли один из станков.
Несчастья посыпались на Светлану как раз с 2008 года, когда она решила подать в суд.
В первый раз, как уверяет Шаповаленко, ее побили на территории предприятия. По словам заместителя прокурора Эдуарда Гусакова, тогда женщине был нанесен легкий вред здоровью, и в этом случае уголовные дела не возбуждаются, а пострадавший должен обращаться в суд. Чего Шаповаленко не сделала. Три уголовных дела приостанавливались за неустановлением личности преступника. Но прокуратура возвращала дела на доследования, так как считала, что не все следственные действия произведены.
– Это наша обычная работа. В прошлом году по нашему требованию отменено каждое четвертое приостановление уголовных дел, – отметил Эдуард Гусаков. Многие факты, озвученные в видеоролике, заместитель прокурора назвал «фантазиями» Шаповаленко.
По мнению Гусакова, бизнес-леди пытается решить экономические проблемы политическими средствами. И предположил, что видеообращение может быть заказом.
– Я категорически не согласен, что криминал у нас правит бал, – сказал Эдуард Гусаков. – Можно хоть сто раз записать обращение, мы будем поступать только в соответствии с законом.
Тем не менее Карельская прокуратура все-таки приняла решение выехать с внеплановой проверкой.
Похитили уголовники
То, что в действительности движет Светланой Шаповаленко, остается загадкой.
Хочет вернуть свой бизнес? В мае 2009 года предпринимательница была признана банкротом. За четыре года никакого нового бизнеса она не создала. По признанию Светланы Шаповаленко, сейчас она безработная. На вопрос же, на что живет, отвечает: мол, друзья помогают. Говорит, все свое время посвятила борьбе. За пять лет у нее накопились две большие сумки документов. А предприятие, на которое якобы позарились криминальные структуры, сейчас стоит никому не нужное, производство на нем не ведется.

Кстати, видеоролик не производит впечатления крика души. Он продуман и хорошо смонтирован. Многие фразы Шаповаленко – однозначно большое преувеличение. Так, женщина рассказывает о каком-то самопровозглашенном губернаторе Карелии, который издает свои указы. Да, такой указ есть, но его можно воспринимать разве что как шутку (смотрите фото. – Прим.ред.).
В свете недавних разоблачений ОПГ в той же станице Кущевской громкие заявления Шаповаленко достигают цели. Как признавались многие, видео Шаповаленко их напугало.
Ответит ли женщине президент – неизвестно, а вот карельские власти решили снова проверить все обстоятельства дела. Как заверили в Карельской прокуратуре, преследовать Шаповаленко за ее высказывания пока никто не собирается.
– Мы не можем человека лишить права обращаться к президенту. Но, наверное, он не должен скрывать факты и лукавить, – заметил заместитель прокурора Эдуард Гусаков.
Светлана Шаповаленко – не первая жительница Карелии, обратившаяся к президенту. На сайте youtube.com можно найти несколько таких видеороликов. В основном жалуются на ошибки судов и правоохранительных органов. Две петрозаводчанки утверждают, что их сыновья не виновны в преступлениях, еще одна встает на защиту мужа. Пожилая петрозаводчанка рассказывает об угрозах следователя, а другая – о преследовании сотрудника ГИБДД. Молодая петрозаводчанка Елена утверждает, что ее похитили уголовники, выполняющие указания сотрудников милиции. Над женщиной якобы издевались и требовали дать показания. Самое удивительное, в Интернете есть два ролика Елены, снятых в разных интерьерах.