Общество Мартовское солнце

Евгения Волункова
№10 (772) 09.03.2011

К 8 Марта «Карельская Губернiя» решила отыскать 88-летних Март. Но таких, увы, в Карелии не нашлось: слишком уж редкое имя. Да и возраст солидный. Зато нашлись Марты, которым 82 года. Как сложились судьбы женщин с праздничным именем?

Мы наведались к Мартам в гости.

Главное – спокойствие

Марта Александровна Гурьева живет на Древлянке с сыном. Дверь открыл Валерий и предупредил: «Мама не видит и мало что помнит». Пожилая женщина в очках с толстыми стеклами сидела, сложив руки и прислонившись спиной к холодильнику, на кухне.

Все детство и юность Марты прошли в разъездах. Родилась под Ленинградом. Отца арестовали, когда девочке было восемь лет, и они с семьей – мамой, сестрой и двумя братьями – стали мотаться по стране. А когда началась война, осели в Эстонии. Жили еще где-то, но вспомнить Марта не хочет. Вообще заметно, что каждое воспоминание дается ей с трудом.

На вопрос о муже долго молчит. Потом рассказывает, что где и как познакомились, не помнит:

– Мы и прожили недолго с ним. Пока была война, он был хороший. А потом, как война закончилась, уехал, бросив меня с сыном.

Больше замуж Марта Александровна не выходила. Так и жила одна, надеясь только на себя.

В Петрозаводске Марта поселилась в 1950 году. Ее определили работать на деревообрабатывающем комбинате, дали квартиру. Жила, работала, скучала по сыну, который жил в Архангельске. В 2006 году Валерий приехал к маме, чтобы за ней ухаживать. Женщина потеряла зрение четыре года назад. Врачи делали операцию, и что-то пошло не так. Валерий говорит, что теперь уже ничем помочь нельзя.

В квартире постоянно работает телевизор – Марта слушает. А ещё сын завел собаку Филю специально для мамы. Чтобы веселее было. Филю бабушка любит, возится с ним и разговаривает.

– Каких-то советов молодому поколению я давать не буду, – говорит Марта Александровна. – Как нужно жить, я сама не знаю... Главное, не нужно ругаться с близкими людьми. Старайтесь сохранять спокойствие в любой ситуации.

Цените эту жизнь!

Марта Абрамовна Окрепилова из деревянного дома, где замерзли трубы и стало невозможно жить, переехала к дочке на Октябрьский проспект. Мы застали ее за выпечкой блинов. А как иначе в Масленую неделю?! Несмотря на возраст, голос Марты поражает молодостью и звонкостью.

Марта Абрамовна жила в Ленинградской области, а в Карелию приезжала в Шелтозеро к сестре, погостить. Там однажды познакомилась с Виктором. Влюбилась, все бросила, переехала. А через год уже похоронила мужа. Очень переживала, но замуж потом еще раз вышла. Родилась дочка Оля. Жили душа в душу, но потом… на заводе произошел несчастный случай, муж умер в больнице. Марта Абрамовна одна растила дочь. Работала воспитателем в яслях. На жизнь хватало, потому что она много работала: хваталась за любой приработок, всех подменяла. Часто проводила на работе по 12 часов подряд! Зато вырастила умницу-дочь.

Сейчас Марта Александровна на жизнь не жалуется: все тихо и спокойно. Но вот воспоминания о прошлом даются ей с трудом:

– О чем жалею в жизни? О молодости. Она у меня прошла совсем не так, как сейчас у людей проходит. Можно сказать, что и не было ее... Были война, голод, холод. Ничего нельзя было купить, одевались как попало. А ведь это самая юность, когда всего хочется... В 15 лет я уже работала.

С дрожью в голосе женщина вспоминает, как они с семьей однажды глубокой осенью две недели прятались в лесу от немцев.

– Фашисты напали на деревню, и мы все сбежали в лес. Старики, женщины с маленькими детьми. Замерзали жутко, но идти домой боялись: немцы там. А когда стало совсем невмоготу, решили вернуться: будь что будет. Помню, зашли домой, а там все вверх дном. Пропали многие вещи, даже одежда.

Еще Марта помнит, как рядом с их домом грохотали снаряды и как она, юная девочка, плакала от страха. Как они три дня сидели в окопе, боясь высунуть голову, и дрожали.

– Как сейчас ощущаю, как по мне бежали струйки пота – так было страшно. Снаряды разрывались совсем близко, в меня даже осколки попали… Сейчас я жизнью своей довольна: в тепле, сыта... Жаль только, не гуляю. Старая уже, боюсь упасть. Зато стряпаю иногда, телевизор смотрю. Желаю всем девочкам, девушкам, чтобы у них была спокойная жизнь, не такая, как была у нас. И чтобы ценили эту жизнь, берегли свое здоровье: не пили, не курили. Всех с Восьмым марта! Счастья вам и добра!

P.S. «Карельская Губернiя» благодарит начальника Адресно-справочной службы УФМС по Карелии Людмилу Внукову за помощь в поиске Март.