Спорт и отдых Губернская летопись

Александр Фукс
№10 (772) 09.03.2011

В июне этого года «Карельской Губернiи» исполнится 15 лет. Это, конечно, не 100, и мы не можем похвастаться, что сам Луначарский держал нашего первого редактора на руках, но все же... Все же мы родились в другую эпоху. В те самые 90-е, когда зарплаты измерялись миллионами, а бюджеты – миллиардами, когда люди в спортивках стреляли друг в друга, а малиновые пиджаки были символом силы и успеха. Мы пережили двух глав и трех градоначальников. Мы были свидетелями деноминации, дефолта и кризиса. Ну и, в конце концов, мы родились до Путина. Вернее, до его эры. Давайте же год за годом, никуда не спеша, проследим за тем, как менялись в эти 15 лет наша страна, наша республика и наша газета.

Итак, год 1996-й. Начало.

Расхитители колокольчиков

«Губернiя» (а именно так мы по первости назывались) появилась на свет в июне. Сразу после президентских выборов. И сразу почему-то обозначила свою неподдельную симпатию к генералу Лебедю. Газета называла его «реальным 46-летним поборником силы и порядка» и умиленно цитировала его реплики. В частности, о том, что «Русь раньше была Лебедянью и она снова станет ею». На выборах этот своеобразный военный набрал 15% голосов и был назначен секретарем Совета безопасности. Молодая карельская газета радовалась этому назначению и видела в генерале будущее России. В октябре, когда Лебедь был уволен, «Губернiя» назвала это решение Ельцина стратегической ошибкой власти.

Кроме далекого Лебедя, новорожденная газета явно симпатизировала близкому Маслякову. Будущему мэру, внезапно оставившему свой пост, а ныне главному лесничему империи. В те времена Виктору Николаевичу было лишь 36 лет и он только-только был избран в депутаты Законодательного собрания Карелии. Одну из своих заметок мы посвятили тому, что рассказали, как ловко Масляков поднял с колен молокозавод «Славмо». Эх, где теперь тот веселый молочник? Так же высоко, как был Лебедь когда-то...

Вообще, в первые месяцы жизни «Губернiя» мало напоминала себя нынешнюю. На новостных полосах читатели могли узнать, что подлец Герман Борман умер в Аргентине в 1975 году, а вовсе не погиб в Берлине в мае 1945-го. И здесь же сообщалось, что 104-летняя баба Шура Быкова любит Ельцина и солененькое, а простая женщина Клавдия Николаевна Савинова пошла после выборов в свой любимый магазин «Онего» купить «недорогой колбаски и конфет подешевле» и выиграла миллион.

Одной из визитных карточек «Губернiи» на долгие годы стала полоса «Только для взрослых». Там в 1996 году, в частности, сообщилось о появлении в Петрозаводске службы «Секс по телефону», созданной сексопатологом Львом Щегловым и председателем фонда «Стоп СПИД» Евгением Лаврушевым. Помимо всего прочего, мужчины рассказали, что в питерской службе 058, прообразом которой являлась наша фирма, лучшей «девушкой» была бабушка 60 лет. Ну а кроме того, на этой полосе можно было встретить подробное описание секса втроем, приправленное авторитетным примером Жан-Поля Сартра. Или живописный рассказ о сексуальных утехах юной пары на острове, окруженном любопытствующими карельскими рыбаками... Обязательными для той «Губернiи» были полоса «Мужской клуб» для мужчин, которые не боятся сознаться, что боятся женщин, и «Женсовет» для женщин, которые не боятся сознаться, что не боятся мужчин.

Кроме того, читатели могли узнать, что в военном городке в Кеми женщина Мария Хромых занялась незаконной вырубкой берез рядом с ее домом. Объясняла она это тем, что в ее квартире из-за деревьев темно и сыро. А возмущенным соседям ответила снятием с себя штанов и демонстрацией голого зада. Впоследствии женщину наказали за злостное хулиганство.

Вскользь было рассказано и о том, что меньше тысячи дней осталось до перехода Европы к единой валюте. Вот ведь кажется, что евро существует уже сто лет, а, поди ж ты, нет... Кстати, о памяти. Проспект Александра Невского тогда еще назывался проспектом Урицкого, но переименование его приближалось и должно было быть приурочено к окончанию реставрации храма Александра Невского, который при Советской власти, напомню, исполнял невинные функции краеведческого музея... А еще милиция задержала пять расхитителей колокольчиков с Дерева желаний на набережной. На вопрос, зачем они это делали, все пятеро молодых людей затруднились ответить.

Кофе с бандитом

Но, конечно, встречались в ранней «Губернiи» и заметки на более серьезные темы. Например, о том, что такое «крыша» и сколько в Карелии преступных группировок. Оказалось, 38. А один высокопоставленный, но пожелавший остаться инкогнито милиционер сообщил, что часто сиживает со своим старым другом-бандитом в кафе и пьет с ним кофе. А не арестовывает он его не только потому, что они приятели, но и потому, что улик не хватает.

Всемирный банк реконструкции и развития пообещал перечислить в Петрозаводск 41 миллион долларов. За 6 лет на эти деньги планировалось переоборудовать около 300 домов, в которых должны были быть установлены тепло-, водо- и газосчетчики, утеплены чердаки и подвалы, отремонтированы кровли, а в квартирах установлены третьи стекла. О том, кто именно взял и на что конкретно потратил этот 41 миллион долларов, «Губернiя» в 1996 году не сообщила.

Кроме того, летом было сообщено, что сточные воды начали очищаться в 20 раз лучше благодаря оборудованию немецкой фирмы «Бельмар». Полтора года работы, 4,5 миллиарда рублей (миллиона по-нынешнему) – и готово. Помянула наша газета и проект «Чистая вода», который к 1996 году уже полтора года претворялся в жизнь. В рамках этого проекта были обновлены два котла. Использовалась канадская сверхпрочная пленка, выдерживающая серную кислоту, потрачен на это был 1 миллиард рублей и еще на 500 миллионов купили два насоса, датчики и финский коагулянт, при помощи которого вода должна была очищаться в 4 раза эффективнее, чем прежде... Как она пахла еще год назад, все мы помним. Страшно подумать, как же вода пахла 15 лет назад, когда очищалась в четыре раза менее эффективно?

Отмечался взлет карельского сельского хозяйства. Все потребности закрытых и дошкольных заведений планировалось удовлетворить за счет картофеля и овощей карельского производства. Плюс весь скот должен был быть обеспечен местными кормами. Дальше, правда, выяснилось, что это вызвано не столько увеличением количества кормов, сколько уменьшением количества скота. Но и в этом остроумный автор нашел положительную сторону, заявив, что «лучше нормально кормить небольшое стадо, чем держать впроголодь былое количество рогов и копыт». Изощрен и извилист мозг человеческий.

– Для всех 60, а тебе 80, – сказала продавщица клубники Сергею Катанандову, тогда еще мэру, на одном из петрозаводских мини-рынков. Напомним: менее чем через два года этот популярный в народе политик на долгие времена станет главой всей республики.

Апокалипсис

Ближе к осени тон газеты начал становиться все более серьезным. Кризис в энергетике. У предприятий 350 миллиардов долларов долга перед АО «Карелэнерго». К зиме энергетики рекомендовали народу запасаться буржуйками и свечками.

Как всегда, затягивалось начало отопительного сезона. К 1 сентября угля удалось накопить только на 35 дней, а мазута – на 23. Только с 23 сентября было решено отапливать школы. У дворников не было соли и песка, у троллейбусов износилась резина на колесах, и еще не хватало хлорки для дезинфекции воды, потому воду в кранах угрожали отключить.

В конце октября больше тысячи петрозаводчан вышли к зданию правительства с требованием погасить задолженности по пенсиям и социальным пособиям. Хотя правительство собиралось им выдавать вместо пенсий талоны на питание в столовой, пенсионеров это не удовлетворило. В ответ на марш пенсионеров председатель карельского правительства Виктор Степанов уехал в Москву и уже через неделю получил в московском «Автобанке» кредит в 50 миллиардов рублей. Этих денег хватило на то, чтобы заплатить пенсии за сентябрь.

К середине ноября город оказался фактически без мазута. ТЭЦ, правда, торжественно подключили к природному газу, но только один котел. Да и за газ, оказывается, нужно было платить, а денег не было... Пожарные объявили голодовку из-за трехмесячной задержки зарплаты. Но после выезда в часть министра МВД Сидорова голодовку приостановили на 10 дней. Министр пообещал за это время найти деньги на зарплату. В Медгоре бастовали 19 школ. Учителя не получали зарплату с июня, а компенсации и детские пособия не выплачивались с марта. Также бастовали учителя Калевальского района, а в поселке Лоухи начали бессрочную забастовку работники районной библиотеки. Учителя же Шуи, Ладвы и Новой Вилги, страшно сказать, отказались отмечать День Конституции.

В этой напряженной обстановке профсоюзы потребовали от властей платить зарплату, пенсии и пособия вовремя, пригрозив сбором подписей об отставке правительства. Виктор Степанов признал, что кризис глубок и выполнить требования профсоюзов не удастся.

В начале зимы в том котле, который месяц назад под аплодисменты перевели на газ, обнаружили свищ, и котел этот пришлось выключить. А учитывая, что второй котел был на капремонте, весь город несколько дней обслуживал один-единственный котел, работающий на мазуте. Ситуация стала критической, и для экономии пришлось отключать горячую воду. «Какая здесь законность? – сказал по этому поводу руководитель тепловых сетей Владимир Карягин. – Здесь встает один закон. Закон выживания».

А перед самым Новым годом 46 домов отключили от сжиженного газа. Видимо, чтобы люди с газовыми колонками не задавались перед людьми, у которых отключили горячую воду. В последнем номере года «Губернiя» разразилась зубодробильной статьей под названием «Здравствуй, город, Новый год!». Дело пахло апокалипсисом.

Ну и чтобы не заканчивать текст на пессимистической ноте, сообщу, что в 1996 году сотрудницы «Губернiи» задержали мошенника, который «обманывал женщин сахаром». Немолодой комбинатор заходил в учреждения, где работали в основном женщины, и предлагал сахар по дешевке. Мол, грузовик с тонной белой смерти сломался, а надо распродать. Он брал деньги и уходил на веки. «Губернiя» написала про этого бесстыжего человека, но он не читал «Губернiю» и однажды пришел предложить сахар к нам. Где, в общем-то, и был обезврежен.