
Пожар в трехэтажном доме на улице Пушкинской случился неожиданно. Узкий въезд во двор, закрытые двери – все шло не так. Это сейчас начальник караула Пожарной части № 1 Александр Руденко, дежуривший той ночью, вспоминает злополучную смену спокойно. Однако на пожаре пришлось понервничать.
– В горящей квартире нас с напарником встретила опешившая женщина. Во сне она почувствовала запах дыма из соседней комнаты, где спал муж, – вспоминает Руденко. – Вместе с ней был маленький сын. Его мы и эвакуировали первым, надев на голову защитный капюшон. Вскоре из квартиры сверху стали звонить: дым поднимается, а жильцам никак не выйти на улицу. Была большая опасность того, что огонь может перекинуться к ним. Дом весь из пустотных перекрытий, гори – не хочу.
К счастью, все обошлось. Всего эвакуировали семерых жильцов дома, огонь потушили. Но расслабляться не стоит. Особенно сейчас, когда начинается пожароопасный сезон.
Азарт на пожаре
Александр Руденко с малых лет знал, кем станет: оба его родителя всю жизнь проработали в пожарной охране. Там работают и два двоюродных брата Александра. Настоящая пожарная династия! Отец часто брал маленького Сашу на дежурства: тот наблюдал за тушением, сидя в пожарной машине, и всегда волновался за отца.
Когда после школы пришлось выбирать, где учиться, Александр долго не размышлял – отправился в Ивановский институт подготовки пожарных. Перед самым отъездом познакомился со своей будущей супругой Анастасией. Она ждала его возвращения домой из института три года.
– Так получилось, что в пожаротушение я попал не сразу, – вспоминает Александр. – Сначала три года был инспектором по пожарному надзору в Петрозаводске. Но потом понял: хочу работать с огнем, а не с документами.
Вспоминая свой первый пожар, Александр признается: было страшно. Языки пламени буквально на глазах съедали огромный дом с мансардой. Переживал, вдруг что-то пойдет не так, вдруг он примет неверное решение. Молодой начальник караула сдюжил, не растерялся.
– Что-то внутри тебя «щелкает», когда видишь пламя, – признается Александр. – Азарт появляется. Одинаковых пожаров не бывает, каждый по-своему опасен. Однако чувство страха исчезает моментально. Начинаешь думать только об огне, предугадывать его действия. Осознание того, что что-то могло пойти не так, приходит позже.
Не тушим, а воюем
Как минимум два раза в день пожарные Петрозаводска выезжают по жалобе на запах дыма в подъездах. Как правило, причина – возгорание мусоросборника. Кто-то сигарету не затушил. Однако пожарные запрещают себе расслабляться. Вызов вызову рознь.
– Пожарная охрана в Петрозаводске – одна большая семья, – улыбается Александр. – У нас есть свои приметы. Например, нельзя мыть машины на дежурстве. Бывает, колесо водичкой из шланга сполоснешь – сразу вызов!
Все ли пожарные бесстрашны? Вряд ли, но люди учатся побеждать страх. А как иначе на войне? (Пожарные говорят: не «тушим», а «воюем».) Александр поясняет: у него как у начальника караула нет времени на пожаре выяснять, кто из товарищей чего боится. Если боишься опасности или на высоте у тебя кружится голова, не надо идти в пожарные.
Потушенным пожарам Александр Руденко счет не ведет. Однако, если проехаться по городу, каждый отдельный случай вспомнит. Например, пожар в квартире одной пенсионерки. Бабушка до последнего пыталась потушить огонь самостоятельно: даже когда пожарные стояли на пороге ее квартиры, она продолжала бегать с тазиком.
– В таких случаях самодеятельность только мешает, – грустно улыбается Александр. – Не все люди понимают, что они дышат ядовитым угарным газом. Раздражают зеваки и навязчивые советчики. Стоишь, бывало, с рукавом, а тебе со всех сторон советы дают: да где ты тушишь, вон там сильнее горит! Всегда хочется сказать: «Вы кто? Водитель троллейбуса? Вот и ездите по дорогам!»
Недовольные
К сожалению, благодарность от спасенных людей – редкость в работе пожарного. Гораздо чаще люди ворчат, что им «залили квартиру». Или негодуют, когда прибывшие на место пожарные начинают искать дополнительную воду – думают, «пустые приехали». Не понять им, что трех тонн воды в цистерне хватает лишь на пять минут работы.
– Мы плотно работаем с нашими финскими коллегами, вместе проводим учения, – говорит Александр Руденко. – Так вот когда русский пожарный надевает аппарат и шагает в горящую квартиру, финский машет руками и остается на месте. У них все по-другому. В Америке на пожар выезжает команда, у каждого члена которой свои обязанности: кто-то разматывает рукава, кто-то разбирает конструкции, кто-то идет на спасение людей. В России пожарный – «многостаночник». Мы должны уметь делать все.
Возвращаясь домой, Александр Руденко знает: его ждет жена. За все годы работы мужа Анастасия научилась по звуку определять пожарную сирену его машины. Говорит, у нее особый, «тяжелый» звук.
– Детей у нас пока нет, но если наш будущий сын захочет стать пожарным, отговаривать не стану, – говорит Александр. – Захочет воевать с огнем, так не в балет же его отдавать!