Общество Джаз и шестеро детей

Евгения Волункова
№21 (783) 25.05.2011

Недавно в Петрозаводске завершился республиканский конкурс замещающих семей. Семья Зеневых с шестью детьми заняла второе место. «Карельская Губернiя» отправилась в гости к Зеневым в Сайнаволок.

Из шести детей Елены и Игоря Зеневых двое – приемные. Никто и не предполагал, что так будет. Сначала родился сын Артем, потом Антон. Хотели девочку. Но родился снова сын. Илья появился на свет раньше срока. Уже через месяц врачи поставили страшный диагноз – ДЦП.

– Было очень больно видеть, как сын растет беспомощным, – рассказывает Елена Зенева. – Началась новая жизнь – поликлиники, обследования, операции. Мне пришлось уволиться с работы и все свое время посвятить Илье.

Через пять лет Елена родила четвертого сына – Назара. Здорового, крепкого мальчика. Но прошел еще год, и в семье снова случилось пополнение...

Ванечка

Игорь работает пастором тюремного служения и ездит по районам. Иногда компанию ему составляет жена. Так однажды они вместе оказались в архангельской деревеньке. В домик, где они остановились, молодая женщина принесла девятимесячного ребенка. Попросила за ним приглядеть, пока она съездит куда-то по делам. Эту женщину в селе знали все: мать-одиночка, алкоголичка. За ребенком не следила.

– Я сидела с Ванечкой и не знала, что делать, – говорит Елена. – Прошла неделя, а мать так и не вернулась. Мы отдали мальчика в местную больницу, но я не могла его забыть – так было жалко. Звонила в больницу постоянно, спрашивала, как он там. Мы уехали, предупредив органы опеки, что если будут лишать мать прав, мы готовы взять мальчика.

Прошел год, мать Вани действительно лишили прав, и в семье Зеневых появился пятый ребенок. Первое время хлопот с Ваней было много. Мальчик не говорил, ел только картошку.

– Представляете, он даже яблоки есть не умел! – говорит Елена. – Сгрызал с них корку, и все. Боялся ходить в гости: все зайдут, а он стоит. Опасался, что его оставят. А еще по ночам плакал и кричал: «Черная тряпка! Черная тряпка!» Я долго понять не могла, что это значит, пока не подсказали, что его часто запирали в чулане в темноте.

Мальчик был диковат.

– Он никого не слушал, все делал по-своему, – вспоминает Игорь. – И не признает авторитетов. Ему что директор, что президент страны – до лампочки. Хочет в школе заниматься – занимается, не хочет – не занимается…

Если один Ваня еще безобиден, то вдвоем с Назаром – ядерная смесь.

– Ох, сколько жалоб от соседей мы наслушались! – вздыхает Елена. – Однажды вышибли восемь стекол в доме. Деньги, которые откладывали на отпуск, ушли на ремонт. Но теперь с Ваней куда легче, чем раньше.

Лабрадор

Катю в семью брать не планировали. Так вышло. Пока год ждали, что решится с Ваней, Илье пришла пора идти в школу. Разумеется, не в обычную, а в 21-ю школу-интернат. Игорь до сих пор с ужасом вспоминает 1 сентября.

– Пришли мы, а там дети сидят в колясках – руки-ноги в раскоряку. И довольные такие – у них праздник, в школу пошли. Я смотреть на них не мог – отвернулся, чтобы не разрыдаться.

Катя училась в одном классе с Ильей. Тихая, милая девочка-сирота сразу понравилась Елене.

– Она такая одинокая была, ласковая, так и льнула ко всем взрослым, – рассказывает Елена. – И мы ее раз в гости взяли на выходные, второй. Они с Ильей быстро подружились. Она его понимала с полуслова, а он это чувствовал. Однажды Катя вдруг назвала Игоря папой. И мы крепко призадумались…

Брать девочку было страшно: с Ильей столько хлопот, а Катя ведь тоже больна ДЦП. Правда, она сама ходит, хоть и с трудом. Но зато не умела писать, читать, что-то держать в руках.

– Я понимала, что будет очень трудно, – рассказывает Елена. – И все-таки решилась. Ни разу не пожалела о своем решении.

Катя стала настоящей сестрой Илье. Она его понимает. А еще мальчику помогает специально обученный пес-терапевт – лабрадор Джаз. Он всегда сопровождает Илью, поддерживает, когда мальчик сидит, берет у него портфель, приносит тапки.

– Так вот мы и живем все дружно, – рассказывают Зеневы. – Старшие сыновья в Финляндии учатся, а мы здесь.

Помимо прочего, Зеневы помогают жить другим. Несколько лет назад они отдали Илью в питерский лагерь «Бабочка» для детей, больных ДЦП. И так им понравилось, как в лагере заботятся о детях, что решили организовать у нас нечто подобное. Нашли место в Сортавальском районе на Ладоге, кинули клич среди молодежи. Желающих работать с детьми-инвалидами откликнулось очень много.

– Я очень удивилась, когда мы получили много заявок, – рассказывает Елена. – Работа ведь тяжелая, нужно 24 часа в сутки с детьми находиться.

В этом году Зеневы снова организовывают лагерь для детей-инвалидов. Желающих много. Лагерь только в июле, а группы уже практически сформированы.