Общество Друг деревни Кинерма Надежда Калмыкова

Губерния
№21 (783) 25.05.2011

Надежда Калмыкова давно выписалась из городской квартиры и переехала в свою дорогую Кинерму. Вот уже 12 лет женщина не дает пропасть любимой деревне.

Горожанка из деревни

Кинерма – это историческая карельская деревня. Впервые в летописях она упоминается в 1563 году. Сейчас здесь всего 17 домов, семь из которых являются памятниками архитектуры. Огромные, статные здания, построенные по кругу, источают дух древности.

Надежда Калмыкова родилась в Петрозаводске. Однако это не мешает ей считать Кинерму своей родиной. Когда она с сестрой Ольгой училась на финно-угорском отделении, однокурсники считали, что они деревенские. Больно уж часто о любимой Кинерме говорили.

– Для меня все было привычным: и могучие дома, и обстановка в них, – вспоминает Надежда. – У меня здесь жил весь род по маминой линии! Я даже когда в Кижах впервые побывала, удивилась только Преображенской церкви. А остальная архитектура почти как у нас в Кинерме! На счастье в деревню приехали архитекторы из финского города Оулу. Они были шокированы, насколько хорошо сохранилась Кинерма, и посоветовали сберечь все это.

Так и появилось «Общество друзей Кинермы», помогающее выжить старой деревне. Сестры Надежда и Ольга создали общественный фонд, благодаря которому Кинерма уже три раза выигрывала грант на реконструкцию. Деревне активно помогает Финляндия. Летом сюда ездят на практику финские студенты-архитекторы. Работы много. На восстановление каждого дома требуется порядка 5 миллионов рублей. Сохранить эти памятники архитектуры сложно, поскольку они «по совместительству» дачи.

– Владельцы большинства этих домов – пенсионеры. В России нет закона, который помогал бы хозяевам домов с архитектурной ценностью их отреставрировать, – жалеет Надежда. – Поэтому приходится выкупать дом, а потом его сохранять.

Надежда вдвоем с мужем круглый год трудятся на родную Кинерму. Создали прекрасный музей, рассказывающий об истории деревни начиная с древних лет. Летом Надежда организует экскурсии, размещает туристов – их в деревне почти две тысячи за сезон! Половина – иностранцы.

Деревенские легенды

Надежда с увлечением рассказывает, как ей хорошо в Кинерме. Говорит, что не знает, чем ей так полюбилась эта маленькая деревушка, но жить где-то еще она уже не сможет. О каждом клочке местной земли Надежда готова рассказать историю:

– Видите часовню и дом неподалеку? Их строил шведский мастер, приехавший к нам на заработки: на его родине был жуткий голод. В благодарность за выполненную работу деревенские снабдили мастера зерном, мясом, рыбой, даже лошадь в обратную дорогу ему запрягли! Однако когда он вернулся к голодающим родственникам, то обнаружил – все уже умерли. В 30-е годы большевики пытались разобрать эту часовню. Но отпиленные колокола, упав на землю, издали такой страшный звук, что работы остановили. Те четверо, что пытались сгубить святыню, в течение года умерли.

В часовне некогда находилась чудотворная икона Одигитрии Смоленской, которую сейчас передали в Петрозаводский музей изобразительных искусств. Каждый год 10 августа, в День рождения Кинермы, в деревне проходит церковная служба.

У Надежды – два сына. С обоими она разговаривает не только по-русски, но и по-карельски. Старается сохранять традиции и в родной семье. Мальчишки карельский язык понимают, но смущаются, когда забывают какое-нибудь слово.

– Все туристы удивляются, как же у нас тихо, – улыбается Надежда. – Один петербуржец рассказал, как он поутру испугался, что оглох – настолько привык к городскому шуму и возне.

И это все о ней

Георгий Тюмин, сосед:

– Надежда – покладистая, вежливая женщина. Все, что ни попросишь – сделает, выручит в нужный момент. Очень важно то, что они с сестрой делают для Кинермы, несмотря на отсутствие финансирования. Деревня преображается!

Егор, младший сын Надежды:

– Я маму очень люблю. Она у меня совсем не строгая! Когда я вырасту, стану изобретателем. Изобрету какое-нибудь полезное устройство и на вырученные деньги отреставрирую Кинерму. Хочу продолжать мамино дело!