Общество Давай с тобой поговорим…

Анастасия Вайник
№21 (783) 25.05.2011

Эти женщины – обычные педагоги и психологи – засекречены лучше спецагентов. Нельзя узнать ни их настоящих имен, ни адреса места работы, ни тем более сфотографировать их. А все потому, что именно им доверяют то, что порой нельзя доверить даже самым близким людям – свои переживания, опасения, тайны. Это консультанты телефона доверия для детей и подростков, который уже больше полугода работает в Карелии.

Мальчишки и девчонки звонят, и часто. Как ни странно, звонков от парней пусть ненамного, но больше. По словам консультантов Маши и Полины (назовем их так), больше всего детей волнуют отношения со сверстниками – очень много вопросов о непринятии, жестком и грубом обращении. Причем дети не стесняются в выражениях, описывая ситуации, в которые они попадают, и повторяют обидные «обзывки».

Маша:

– Да, неумение выстроить отношения со сверстниками – большая проблема для нынешних детей. Очень часто они рассказывают о том, что до драк доходит – дескать, дружили-дружили и вдруг подрались. И сами не могут объяснить причину, почему это произошло. Начинаешь проговаривать с ними ситуации, разбирать по полочкам, раскладывать на «детальки» – и ребята сами задумываются, начинают анализировать свое поведение и поведение друзей, обстоятельства. И потом признают: да, вероятно, это из-за девочки или по какой-то другой причине, о которой они просто не задумывались.

Полина:

– Такое ощущение, что нашим детям удобнее общаться через Интернет. Там чувства не так выражены, ты не видишь эмоций человека, и получается, что там многое дозволено. Куда сложнее сказать что-то человеку, глядя ему в глаза, а тут написал, отправил – и все дела. Когда же они переносят это в реальную жизнь, все получается острее, больнее, непонятнее…

Одна из основных проблем, волнующая родителей, – компьютерная зависимость. Консультанты телефона доверия рекомендуют поискать причину, из-за которой ребенок вдруг начинает предпочитать виртуальный мир реальному. По их словам, когда разбираешь ситуацию, часто выясняется, что дети ничем не заняты, предоставлены сами себе и находят простой способ для общения и занятости – компьютер.

Безусловно, родители и бабушки (звонков от которых порой больше, чем от родителей) спрашивают не только о компьютерной зависимости. Их волнуют отношения в семье и самые сложные для консультантов вопросы – это неприятие ребенком нового супруга (отчима или мачехи).

Полина:

– В таких случаях очень сложно найти слова поддержки для родителей, поскольку для ребенка этот процесс очень болезненный. И мне всегда непросто даются беседы с детьми, если их проблемой становится развод или ссоры родителей. Ребенок говорит, что родители между собой разобраться не могут и его делят. А он-то любит и маму, и папу. Мы в таких случаях предлагаем ребенку попросить родителей позвонить нам, но пока звонков не было. Поэтому стараемся просто поддержать детей в таких ситуациях, настроить на спокойное отношение к происходящему, напомнить, что все равно нужно быть рядом с родителями. В общем, это сложные звонки.

Маша:

– Еще сложнее, когда ты действительно не понимаешь, чем можешь помочь. Вот был звонок от девочки 14-15 лет – у нее пьет мама. Она живет с мамой одна и понимает, что из этой ситуации нет выхода. Я не знала, что делать: все звонки анонимны, нет никаких определителей номеров, а мы имеем право обратиться за конкретной помощью в какие-то службы только в том случае, если ребенок называет свое имя и сам просит о помощи. Этой девочке я дала полную информацию о службах, которые могли бы помочь в ее ситуации. Не знаю, что из этого вышло. Звонок был несколько месяцев назад, а я переживаю до сих пор…

Полина:

– Еще одна проблема среди подростков – работа. Не каждому 14-летнему удается найти работу, а звонят ребята по 12-13 лет, и, как правило, из малообеспеченных семей. Они хотят помочь родителям, заработать на свои нужды, а такой возможности у них нет, и ты сам заходишь в тупик. Предлагаем обратиться в администрацию города, но это малоперспективно.

Ну а помимо работы, построения отношений со сверстниками и с родителями, мальчишек и девчонок крайне волнуют вопросы любви. Это вторая по популярности тема бесед консультантов телефона доверия с детьми. Меня бросил парень, меня бросила девушка – что делать? Как познакомиться, если очень стесняешься подойти к мальчику или к девочке? Эти вопросы волнуют, как ни странно, учеников пятых, шестых, седьмых классов. И, как признаются консультанты, здесь не всегда речь идет о любви в ее классическом понимании. Вот нравится девочке мальчик, потому что он красивый, умный, лидер в классе, с ним дружат самые яркие сверстники, и ей просто хочется быть в этой компании, быть подружкой самого классного парня. То же самое и с мальчишками. И здесь консультанты опять же проговаривают с подростками все детали отношений и обстоятельств, стараются вселить в детей уверенность в себе, помочь им разобраться в собственных чувствах. И это здорово, потому что с родителями ведь как – скажешь им, что влюбился, а они еще и усмехнутся: мол, не рановато ли? Или вообще отмахнутся и велят не голову ерундой забивать, а учиться.

К слову, и по телефону совершенно незнакомым людям детям не всегда сразу просто довериться. Часто звонят, болтают какую-нибудь ерунду и кладут трубку. А все потому, что не знают, с чего начать разговор, как рассказать о своих переживаниях, и не сразу верят, что их здесь выслушают и не будут ворчать или ругать. Такие случаи тоже были, когда дети начинали с баловства, а потом звонили и делились своими переживаниями.

Детский телефон доверия: 8-800-2000-122.