Экономика «Рускеала» в порошке стоит миллионы

Надежда Меккиева
№23 (785) 08.06.2011

Некоторые туристы, приезжающие в Карелию, уже спрашивают: существует ли еще знаменитый горный парк «Рускеала»? Над уникальным мраморным каньоном нависла серьезная угроза. Бизнесмены, похоже, готовы стереть парк в мраморный порошок и пустить его на удобрение грядок.

Бандиты в парке

Стать «мельником» парка хочет предприниматель Владимир Жук. В апреле он явился в Сортавальскую мэрию с ультиматумом: закройте парк – мне надо взрывать мрамор.

Как известно, парк «Рускеала» – это бывший карьер по добыче мрамора для дворцов и соборов Санкт-Петербурга. Каменными плитами из Карелии выложены полы Казанского собора и подоконники Эрмитажа, обрамлены окна Мраморного дворца и фасад Михайловского замка. Долгое время каменоломня была заброшена. Лицензия на добычу мрамора, выданная еще в советские годы, переходила из рук в руки. Одним из последних владельцев лицензии был финн, которому карьер суперприбылей не принес.

– В свое время у нас был красивейший мрамор, но из-за хищнических методов добычи мрамора, из-за сильного взрыва в советские годы на мраморе пошли трещины. Теперь наш мрамор не так ценен, – говорит заместитель министра по природопользованию Денис Соколов. – Чтобы получить мрамор без трещин, надо переработать много породы.

Финский бизнесмен качества ради использовал метод пиления мрамора на блоки. Это удорожало добычу. Намаявшись с карельским мрамором, финн перепродал лицензию Владимиру Жуку. Напористости, с которой бизнесмен отстаивает свои коммерческие интересы, можно только позавидовать. Владимир Жук даже пришел в редакцию «Карельской Губернiи» и заявил, что туризмом в парке занимаются «питерские бандиты», которые скоро поубивают туристов. По его мнению, находиться в парке опасно.

– Будет техногенный взрыв, прогремим круче, чем Кондопога. Камни отовсюду осыпаются, земля может провалиться, – пугает Владимир Жук. – Воду в каньоне руками трогать нельзя, это может привести к кожным заболеваниям.

Бизнесмен уверял: у него есть экспертизы воды и состояния парка. Но подтверждающих документов так и не предоставил. Вообще Жук всячески пытался принизить значимость парка:

– Чего они нашли в этом карьере? Да таких по всей Карелии навалом!

Жемчужное удобрение

– Это уникальный карьер. Ничего подобного не то что в Карелии, в Европе нет. Здесь уникальные горные породы, которые делают воду в каньоне такой прозрачной и чистой, – говорит старший научный сотрудник Института геологии КНЦ РАН Дмитрий Рыбаков.

По мнению Рыбакова, при должном соблюдении мер предосторожности никакой опасности «Рускеала» не представляет. Как рассказывает директор парка Александр Артемьев, парк регулярно обследуют, подземные пещеры – под контролем спелеологов.

– В прошлом году «Рускеалу» посетили 26 тысяч туристов. Каждый год прирост посетителей составляет 4-5 тысяч, – говорит Артемьев. – Парк «Рускеала» – один из самых успешных туристических проектов Карелии.

В вопросах прибыли туризм и промышленность – в разных весовых категориях. Предприниматель Владимир Жук сулит миллионы: мол, у него заключен контракт с финнами на 26 миллионов евро. Не сомневаемся, наверняка проект выгоден, иначе с чего столько шума. Но, к чести карельского правительства, надо заметить, что чиновники решили не жертвовать красотой ради барыша.

– Мы категорически против, чтобы жемчужину Карелии пустили на удобрение! – говорит заместитель министра по природопользованию Денис Соколов.

Сейчас Минприроды отозвало у Жука лицензию. Настырный предприниматель оспаривает это решение в суде. Но у Минприроды есть и запасные варианты. В частности, сейчас мраморное месторождение пытаются изъять из федерального реестра госзапасов. Вдобавок в свое время мраморный каньон получил статус природного памятника, а вот территория вокруг него – нет. Сейчас можно попытаться устранить бюрократический просчет.

– Я до Москвы дойду, – в свою очередь грозится Владимир Жук.

Посмотрим, кто кого.