Тема номера Харе Кришна по-карельски

Евгения Волункова
№23 (785) 08.06.2011

Летом в центре Петрозаводска довольно часто можно наблюдать группу мужчин и женщин в индийских одеждах, вышагивающих по проспекту Ленина и распевающих мантры. «Это кришнаиты», – говорят люди. Как будто этим все объясняется. Кто такие кришнаиты, с какой целью они поют на улицах и как им живется среди нас? Журналистка «Карельской Губернiи» решила познакомиться с «чудаками» поближе. Председатель Руководящего совета общества сознания Кришны Дмитрий Лысаков пригласил для начала в гости: «Чтобы вы поняли, что мы – обычные люди».

Обычные ли?

Не сексом единым…

Дима и Катя познакомились в обществе. Поженились, родился ребенок. По-другому семейные пары здесь, в общем-то, и не складываются. Гораздо проще жениться на человеке, уже посвященном и преданном (все кришнаиты называют себя «преданными». – Прим. авт.), нежели «с улицы», необращенном в веру. Хотя всякое бывает.

Диме за 40, но выглядит он на 30. Худой, стройный, с гладкой кожей. Говорит, это потому, что кришнаиты не употребляют алкоголь, не курят, не едят мясо, не играют в азартные игры и… не занимаются сексом. Это так называемые регулирующие принципы брахманической культуры. Их надо соблюдать, иначе ты не можешь быть преданным.

Больше всего меня шокирует последнее: «Как не занимаются сексом? Совсем?» При этом кошусь на их малыша. Он тогда откуда?

Дмитрий улыбается.

– Мы можем заниматься сексом только для зачатия детей, – спокойно рассказывает мужчина, наливая мне зеленый чай. – Секс просто для удовольствия неприемлем. Это вредная привычка, как курение и алкоголь.

– Но ведь бывает, что ребенок долго не зачинается. Что тогда?

– Ну, примерно раз в месяц надо пробовать. И так, пока все не получится.

– Ладно. Но ведь желание в человеческой природе! Курить может и не хотеться, но когда жена рядом лежит… Это же природа!

– Тут как с болячкой. Есть она у вас, ее хочется сковырнуть. Но вы терпите. И потом она сама заживает – и вам хорошо. Главное – потерпеть, потом желание проходит. К тому же когда ты просто знаешь, что нельзя, то начинаешь думать о другом и жить другим. В конце концов, не сексом же живет человек…

В жизни Димы, как и всякого преданного, всего хватает и без секса. Рано утром кришнаиты медитируют и читают мантры. Много времени проводят за чтением «Бхагавад-Гиты», обучаются премудростям Бхактиведанты Свами Прабхупады, основателя Международного общества сознания Кришны. Каждое воскресенье собираются и вместе поют мантры (считается, что коллективное воспевание имени Бога имеет большую силу, чем одиночное. – Прим. авт.), вкушают прасад (праздничная еда у преданных. – Прим. авт.) и читают вслух какую-нибудь главу из «Бхагавад-Гиты».

А еще несколько раз в неделю кришнаиты выходят на улицы на Харинаму – танцуют и поют, знакомя петрозаводчан со своей религией.

Поем вместе

Признаюсь сразу, на Нама-хатту, коллективное пение мантр, было страшновато идти.

– Завела меня опять в какую-то секту, – пробурчал фотограф, когда из домофона вместо привычного «Здравствуйте!» раздалось «Харе Кришна!».

Нама-хатта проходит в обычной квартире. В одной из комнат созданы все условия для пения и чтения. На полу ковры, в углу алтарь с образами Кришны, на стенах тоже образа Бога, бусы, какие-то перья. Всюду пахнет благовониями. На полу уже сидят, скрестив ноги, кришнаиты – мужчины в белых дхоти и женщины в сари. Мы забиваемся в угол и ждем начала. Когда в комнате уже не остается свободного места, начинается пение Маха-мантры.

В переводе Маха-мантра означает «великая мантра». Выучить ее очень просто, поскольку состоит она из имён Бога Харе, Кришна и Рама: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе. Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. И так по кругу, на разный мотив. По двадцать минут поются одни и те же слова. В переводе Маха-мантра означает: «О Всепривлекающий, о Всерадующий Господь, о духовная энергия Господа! Прошу, позволь мне преданно служить Тебе».

Кришнаиты говорят, что звуковые вибрации, вызываемые повторением имён Бога, соединяют человека с духовным миром. Маха-мантру, кстати, читают постоянно: дома, в метро, на работе… Чем чаще, тем лучше.

Поют кришнаиты хорошо: голоса сильные, натренированные. Спустя минут десять начинаю ловить себя на том, что происходящее мне нравится. На лицах поющих – улыбки: видно, что пение им в кайф. Они хлопают в ладоши, улюлюкают. Я невольно начинаю покачиваться в такт музыке. Смотрю на фотографа: он подрыгивает ножкой и улыбается: Маха-мантра проняла и его. В конце концов плюю на все и начинаю петь. Благо слова простые.

Обычно пение продолжается полтора часа, но нас решили пожалеть. Пели около часа. После Дима по традиции открыл «Бхагавад-Гиту» и стал читать вслух. Преданные повторяли за ним, будто в попытке выучить наизусть. Мы же пошли на кухню к хозяйке квартиры – Шанти. У каждого кришнаита есть духовное имя, и они предпочитают, чтобы к ним обращались именно так.

Шанти 57 лет. Еще недавно она о кришнаитстве и не помышляла – жила, как все нормальные люди.

– Мои сыновья стали бегать на какие-то собрания. Я заинтересовалась, они мне начали потихоньку рассказывать. Так я и пришла вместе с ними к сознанию Кришны.

Сын Ваня наливает нам райта (кисло-молочный напиток), угощает фруктовым салатом и пирожными, напоминающими «Рафаэлло». Все это он приготовил сам. Еды кришнаиты готовят много и вкусно. Среди них нет распространенного мнения, будто «у плиты должна стоять женщина». Стоят вместе и радуются Кришне.

По словам Вани, к учению Кришны он пришел, потому что захотелось развиваться.

– Я захотел расти духовно, но куда? Христианство – слишком мрачная религия. Она учит тому, что путь к Богу – это самопожертвование. Я чувствовал, что та система ценностей, которую нам предлагает современное общество, – обман и извращение. Истину для себя я нашел в исключительной преданности и любви к Кришне. Для того чтобы стать ближе к Богу, мне не нужно жертвовать собой и мучиться. Нужно просто любить Бога и своих близких.

В квартире присутствуют маленькие дети. Еще во время Нама-хатты меня поразило, что они тоже подпевают взрослым.

– У детей нет выбора? – спрашиваю. – Они с рождения кришнаиты?

– Ну, пока маленькие – нет. А когда вырастут, никто насильно их склонять к вайшнавизму не будет.

Впрочем, сомневаюсь я, что ребенок, выросший среди кришнаитов, станет потом христианином или мусульманином.

Осквернительница

Последний и самый волнительный этап знакомства с кришнаитами – Харинама. Выход в город в традиционной одежде, воспевание имени Бога и танцы на улице. Харинама для кришнаитов – настоящий праздник. Девушки наряжаются, как на бал. Еще бы: они могут показать людям, как прекрасно учение Кришны.

Прасад готовится с вечера: пекутся печеньки (освященная пища сначала преподносится Богу на алтарь: он наделяет ее силой – и можно есть), которые потом предлагаются людям.

На Харинаму мы собрались в доме по улице Антикайнена в квартире Сангиты – пожилой женщины, которая уже с 1994 года в обществе сознания Кришны. В ее квартире почти нет мебели. Зато есть большой алтарь и много плакатов на стенах. Каждый входящий в комнату становится на колени напротив алтаря и упирается головой в пол – приветствует Бога Кришну.

В этой квартире все настолько пропитано почитанием Бога, что страшно дышать. Кажется, не туда ступишь, чихнешь – и Кришна тебя покарает. Мысли эти пришли ко мне не просто так. Попросила я у Сангиты стакан воды. Не допила, а чашку поставить некуда. Правда, у алтаря есть полочки. Ну я на эту полочку воду и примостила. И тут на меня зашикали со всех сторон: «Ты что делаешь? Так нельзя! Сними чашку быстро! Сангита увидит, ей плохо сделается!» Я аж подпрыгнула от неожиданности. Схватила чашку, уселась с ней на пол подальше от оскверненного алтаря. (Как мне объяснили позже: если я уже успела отпить из чашки, значит, осквернила. Оскверненную же пищу нельзя ставить на алтарь.)

Тут заходит Сангита. «А ты поклонилась Кришне, прежде чем сесть?» – строго спросила она…

(Окончание в следующем номере)