Тема номера Трагедия под Бесовцом

Алла Константинова
№25 (787) 22.06.2011

Самолет ТУ-134 упал около аэродрома «Бесовец» 20 июня за несколько минут до полуночи. Лайнер разбился о землю в нескольких метрах от жилых домов. «Карельская Губернiя» немедленно выехала на место катастрофы.

Что произошло

В первые минуты после крушения поступала противоречивая информация: якобы самолет, принадлежавший авиакомпании «РусЭйр», совершил аварийную посадку под Бесовцом и жертв нет. К сожалению, все оказалось не так: жертвы были, и очень много.

На борту самолета находились 52 человека, девять из них – члены экипажа. 44 человека погибли на месте. Спасатели сработали оперативно: восемь уцелевших тут же были отправлены в Петрозаводск: один человек – в БСМП, шестеро – в Республиканскую больницу. 10-летнего мальчика с большой кровопотерей и множественными ожогами срочно госпитализировали в Детскую республиканскую.

Лайнер следовал из московского аэропорта «Домодедово» по маршруту Москва – Петрозаводск. В двух километрах от аэропорта «Бесовец» он неожиданно совершил жесткую аварийную посадку. Сразу же после приземления самолет загорелся, корпус развалился на пылающие части.

– Около полуночи мы с женой увидели яркую вспышку, как в кино, – говорит житель деревни Верхний Бесовец, в которой произошла катастрофа. – Раздался хлопок, а потом еще одна вспышка. Мы запаниковали: поднялось огромное зарево от огня! Правда, через несколько минут здесь уже была пожарная служба.

Когда мы прибыли на место, то, что осталось от лайнера, лежало поперек проезжей части. Остатки фюзеляжа были разбросаны в радиусе нескольких десятков метров. Кое-где виднелись обломки двигателя, шасси и прочие части самолета. Вперемешку с металлическими обломками, тряпками и деньгами лежали тела погибших, накрытые целлофаном. Сотрудники МЧС грузили их в машины и отправлялись за новыми жертвами авиакатастрофы.

Все неадекватны!

Почему самолет не долетел всего лишь пару километров до Бесовца? Официальной информации пока нет: допускаются и ошибка экипажа, и отказ техники. Однако лидирует версия, что в момент приземления самолета была выключена подсветка взлетно-посадочной полосы. Погода была отвратительная: стоял густой туман и шел проливной дождь. Пилот мог просто перепутать посадочную полосу с проезжей частью. На месте происшествия нашли два «черных ящика». Безусловно, они помогут выяснить, из-за чего произошла трагедия.

– О причинах катастрофы рассуждать пока рано, – говорит Шамсудин Дамиров, начальник Северо-Западного регионального центра МЧС России. – В них разбираться будут правоохранительные органы и специально созданная комиссия.

В состав последней входит Алексей Морозов – глава комиссии по расследованию авиапроисшествий. Он не исключает того, что наземные средства попросту не работали в аэропорту в момент посадки самолета.

В отсутствии технических поломок у самолета уверены и в авиакомпании «РусЭйр», которой принадлежал ТУ-134. Представитель компании сообщил «Карельской Губернiи»: лайнер, следовавший в Петрозаводск, перед вылетом был технически исправен и обладал достаточным запасом топлива. Однако официально комментировать крушение лайнера в компании отказались. Как и то, почему они не отменили следующий вылет из Петрозаводска – ведь в 7 утра разбившийся лайнер должен был направиться обратно в Москву.

Рядом с оцепленным местом происшествия то и дело сновали растерянные люди с чемоданами. Один из них, молодой человек Александр, хотел непременно улететь. Сам он москвич, в Петрозаводск приезжает по делам.

– Конечно, мне страшно, вдруг что! Но до четырех утра авиакомпания не говорила нам ничего определенного, – злился он. – Как мы проедем в аэропорт, если повсюду кордоны милиции? Все вокруг неадекватны!

Между тем в Бесовец летать опасно уже несколько лет подряд. Долгое время аэропорт не мог получить необходимые сертификаты на эксплуатацию. Он давно нуждается в реставрации. Однако об этом почему-то разом все забыли.

Дня города не будет

На сайте МЧС в первые часы после трагедии были опубликованы списки находившихся на борту.

В Петрозаводск летели целыми семьями, находились в самолете и иностранные граждане. Сообщают, что житель Швеции, к примеру, летел в Петрозаводск на международную конференцию. Также в салоне находились граждане Украины, США и Нидерландов. Среди пассажиров самолета был и известный футбольный арбитр Владимир Петтай. Совсем скоро он должен был судить один из футбольных матчей российской премьер-лиги.

Вокруг катастрофы ходит множество слухов. Не подтвержден, например, тот факт, что при крушении самолет якобы протаранил легковой автомобиль с сотрудником полиции, стоящий на обочине. А вот информация о том, что в салоне лайнера находились руководители одного из крупнейших атомных предприятий России, похоже, подтверждается.

В Петрозаводск прибыл самолет с родственниками погибших. Справиться с бедой им помогают врачи и психологи. Пострадавшие в катастрофе доставлены в Москву спецрейсом: большинство из них в тяжелом состоянии.

Глава Карелии Андрей Нелидов, лично побывавший на месте катастрофы, пообещал выплатить пострадавшим и родственникам погибших денежную компенсацию. По миллиону рублей будет выплачено семьям погибших и по 500 тысяч рублей – пострадавшим в авиакатастрофе. Средства выделены из резервного фонда Карелии.

В связи с предстоящим трауром в Петрозаводске отменили празднование Дня города. Решение отложить праздник принял мэр Николай Левин.

– Возможно, мы и вовсе отменим День города в этом году, – грустно заметил он. – Пока не могу сказать ничего определенного.

Авиакатастрофа шокировала всю Карелию. Местные жители и жители республики приносят на место трагедии живые цветы...

Беда не обошла стороной и редакцию «Карельской Губернiи». Выражаем соболезнования нашим сотрудницам Анне и Марианне Марковым. В авиакатастрофе они потеряли любимого отца и мужа – Сергея Николаевича Маркова. Сергей работал заместителем директора Карельского филиала ФГУП «Ведомственная охрана МИНЭНЕРГО». В Москву он ездил по радостному поводу: в столице его назначили директором этого предприятия. К сожалению, отпраздновать это событие с родными он не успел.