Прошло две недели после страшной авиакатастрофы под Бесовцом. Однако всех по-прежнему волнуют одни и те же вопросы: почему произошла трагедия и кто виноват?
Пилот отлучился
Как вы знаете, в ночь на 21 июня под аэропортом «Бесовец» совершил аварийную посадку лайнер ТУ-134, следовавший по маршруту Москва – Петрозаводск. Протаранив лесной массив, самолет упал на проезжую часть в нескольких метрах от жилых домов. Из 52 человек, находившихся на борту, выжили только 8. К сожалению, трое впоследствии скончались в больницах Петрозаводска и Москвы.
Министр здравоохранения и социального развития Карелии Валентина Улич заранее сделала прогноз: большие шансы выжить лишь у пятерых жертв трагедии. Так оно и вышло. Кондопожанке Александре Каргополовой несказанно повезло: во время падения самолета она спала. А когда очнулась, увидела вокруг десятки обезображенных тел. Сейчас девушку перевели из блока интенсивной терапии в обычное терапевтическое отделение. Врачи не беспокоятся за ее состояние. Кстати, это не первый случай, когда жителям Кондопоги удается выжить в карельских авиакатастрофах. Еще в советское время хвост гражданского самолета, разломившегося пополам, чудом угодил в стог сена. Таким образом спаслись двое кондопожан.
Стюардесса Юлия Скворцова, находящаяся на лечении в Москве, уже успела дать интервью одному московскому новостному агентству. Юлю спасла счастливая случайность. По непонятной причине сиденье, которое в момент падения находилось за Скворцовой, осталось в своем исходном положении. Хотя при малейшем ударе оно должно складываться. Сиденье прикрыло девушку и спасло от тяжелых металлических конструкций, которые могли бы раздавить стюардессу.
Также стюардесса рассказала, что в последние минуты полета за штурвалом находился не командир экипажа, а второй пилот самолета – Сергей Карякин. Правда, что вынудило первого пилота в самый ответственный момент оставить штурвал, пока не ясно.
Не знаю, как жить дальше
Международный авиационный комитет тем временем расшифровывает записи «черных ящиков». Уже известно, что технически самолет был полностью исправен: оба двигателя работали до столкновения с землей, не подвела и система управления лайнера. Компания «РусЭйр», которой принадлежал ТУ-134, пока никак не комментирует трагедию. Впрочем, представители компании даже не интересуются состоянием выживших пассажиров.
В подобных авиакатастрофах принято выискивать ошибку пилота. Ранее в трагедии винили командира экипажа Александра Федорова, который якобы отказался идти на второй круг перед посадкой. После откровений стюардессы Скворцовой хулить начнут и Карякина. Между тем ему не хватило лишь нескольких летных часов для того, чтобы стать пилотом международных рейсов.
В ближайшее время Сергей Карякин должен был пересесть с ТУ-134 на «Боинг», специально для этого учил английский язык. Его уже похоронили в родном селе Радищево Саратовской области.
– Сложно представить, как нам с детьми жить дальше, – всхлипывает Оксана Карякина, супруга разбившегося летчика. – Нашей семье будет сложно без кормильца... Дети о беде пока не знают. Я до сих пор не знаю, как им сообщить о таком горе.
Между тем уже начался прием заявлений от родственников погибших и пострадавших на материальную компенсацию. Постановление об оказании помощи жертвам катастрофы было подписано в правительстве республики 22 июня. Единовременная выплата составит 1 миллион рублей членам семей погибших и 500 тысяч рублей – гражданам, пострадавшим в результате авиакатастрофы.
Аэропорт переименуют?
Губернатор Карелии Андрей Нелидов предложил переименовать аэропорт «Бесовец». Этим вопросом в скором времени займется специальная рабочая группа в Законодательном собрании. Правда, новых вариантов названия власть пока не предложила. Но прежнее, схожее по звучанию со словами «бес» и «бесовщина», явно не в фаворе.
«Карельская Губернiя» несколько лет назад писала о вариантах значения названия «Бесовец». Первая версия: это прозвище человека, по имени которого назвали место. Другой вариант – название происходит от известняков, похожих на огромные «бесовы» дорожки. Такие известняки были найдены археологами в Бесовце. Однако поможет ли простое переименование аэропорта избавить петрозаводчан от страха перед полетами? И стоит ли уповать на одну лишь этимологию?