"

Общество Тысячи петрозаводчан в отключке

Надежда Меккиева
№34 (796) 24.08.2011

В Петрозаводске воюют Интернет-провайдеры. Как это обычно бывает, страдает мирное население – тысячи обычных пользователей Интернета.

Реклама не по нраву

В один прекрасный день абоненты компании «Сампо» не смогли попасть на популярнейшие ресурсы компании «Ситилинк» – такие как «vip-форум», площадку для общения, существующую вот уже 10 лет. Многие хранили различного рода информацию на ситилинковском диске, от личных фото до важных рабочих документов, куда доступ также был закрыт.

До этого «черного» дня между «Сампо» и «Ситилинком» существовал договор (так называемый пиринг), в котором прописывались условия обмена трафиком между сетями.

И вот 11 августа договор провайдеры разорвали. Сделано это было по инициативе компании «Сампо». Как объясняет директор ООО «Связь-сервис», которому принадлежит городская сеть «Сампо», Валерий Галибин, за год, что существует договор, у них накопилось много претензий к «Ситилинку». Так, по словам Галибина, «Ситилинк» периодически блокировал доступ к своим ресурсам отдельным пользователям «Сампо», от чего абоненты, конечно, были не в восторге. Кроме того, все подобные сбои «Ситилинк» списывал на «Сампо». Не устраивала «Сампо» и агрессивная реклама конкурента.

– На домах вешались объявления, якобы весь дом переключается на «Ситилинк», – рассказал Валерий Галибин.

По словам директора, они пытались урезонить нахрапистого конкурента, звонили, уговаривали, но не помогало. В суд же не обращались.

– Зачем суд, если два хозяйствующих субъекта договорились и если у обоих есть желание, то они пойдут на все, чтобы соблюсти условия договора, – считает Валерий Галибин.

Не найдя понимания, в июле этого года «Сампо» и направило письмо о разрыве договора пиринга через месяц. Как признался Валерий Галибин, они ждали, что «Ситилинк» одумается.

Максимум приятного

В компании «Ситилинк» уверяют, что ничего они не нарушали и письмо «Сампо» стало для них полной неожиданностью. Но выяснять, не объелись ли в «Сампо» белены и чем вызвано такое решение, «Ситилинк» почему-то не стал.

– А зачем? Если что-то не устраивало, «Сампо» могло обратиться в суд, к нам не было ни одного обращения, – утверждает руководитель службы маркетинга «Ситилинк» Антон Сергеев. – Зачем мы будем уговаривать, наши абоненты не пострадали.

Надо сказать, что в отведенный месяц «Ситилинк» времени не терял. Так, по словам Антона Сергеева, за месяц они увеличили штат монтажников и настройщиков. То есть в «Ситилинке» предположили, что, оставшись без любимых ресурсов, абоненты «Сампо» начнут переходить к нему. Что ж, вполне грамотная, с точки зрения маркетинга, манипуляция. Как рассказал Антон Сергеев, сейчас идет массовое подключение к «Ситилинку». А в последнее время количество заявок возросло аж в 10 раз!

– Получается, вас должно радовать, что все так вышло?

– Мы принимаем все как есть и получаем максимум из любой ситуации.

Уникальности конец?

Также в кратчайшие сроки «Ситилинк» создал некий проект karelia-ix. Провайдеры, вошедшие туда, смогут напрямую обмениваться трафиком, то есть, по сути, это и есть пиринг.

Для абонентов «Сампо» «Ситилинк» вывесил объявление, что доступ закрыт, так как «Сампо» не является участником проекта.

– Зачем нужен пиринговый центр, если со всеми, в частности с Ростелекомом, у нас заключен отдельный пиринговый договор, это удобнее, – говорит директор ООО «Связь-сервис» Валерий Галибин. Вступать в проект «Сампо» и не думает. Больше того, с тем же успехом они могут создать собственный подобный проект.

Сейчас в списке участников karelia-ix значатся Ростелеком и ПетрГУ. В ПетрГУ, куда мы позвонили, сильно удивились, что они вошли в проект. То есть «Ситилинк» создает некую иллюзию реальной работы проекта.

Как вступить в проект, в «Ситилинке» нам объяснить не смогли.

– Условия индивидуальны для каждого, – ответил Антон Сергеев.

– А если «Сампо» захочет вступить?

– Мы про это еще не думали.

– А диктовать условия вы будете в этом случае?

– Скорее всего, всех спросим.

Согласитесь, не подумать о крупнейшем игроке на Интернет-рынке, компании «Сампо», как-то странно. Вполне логично, если «Сампо» пойдет на поклон в karelia-ix, то играть придется по правилам «Ситилинка». В общем, в «Ситилинке» действительно выжимают из ситуации максимум удовольствий.

– Во многих регионах провайдеры создают ресурсы только для своих пользователей и дают их конкурентам либо за деньги, либо вообще не отдают, – говорит Антон Сергеев. – В Карелии была уникальная ситуация.

Похоже, продавать свои ресурсы «Ситилинк» морально готов. В «Ситилинке» не скрывают, что их файлообменники с хранящейся там музыкой, фильмами, играми в разы больше. А что до нарушения прав правообладателей, так и тут на все есть ответ.

– Мы же не знаем, что с правами, например, на тот или иной фильм. Может, его скинул сам правообладатель для раскрутки, – рассуждает Антон Сергеев.

Кто кого надрал

На странице «vkontakte» Антона Сергеева висит ролик, называющийся «Ситилинк надрал з..д Сампе». В целом от конфликта проигрывают обе стороны. Ресурсы «Сампо» все-таки менее развиты, чем у «Ситилинка». В то же время «Ситилинк» при всем якобы вале заявок не сможет переключить всех абонентов «Сампо» – на это у него просто нет технической возможности. Да и как признаются многие абоненты «Сампо», бежать сломя голову в «Ситилинк» они совсем не собираются. Зачем платить за переподключение, когда «Сампо» вполне устраивает. Не секрет, что половина посетителей «vip-форума» – абоненты «Сампо» и без них форум просто станет мертвой площадкой. Если уже не стал – посещаемость за «военные» дни упала в разы. А ведь форум, где размещаются и коммерческие объявления, приносит владельцам прибыль. Лишенные форума пользователи, скорее всего, найдут где общаться. Так, велосипедная ветка уже благополучно переехала на свободную от длинных рук провайдеров площадку.

У «Сампо», кстати, появляется хороший стимул развивать свои ресурсы.

Судя по течению конфликта, мириться и цивилизованно конкурировать стороны пока не желают. Даже во имя интересов абонентов.

Кто прав, а кто виноват – предстоит разобраться также карельскому Роскомнадзору, прокуратуре и УФАС, которых петрозаводчане закидали гневными обращениями.