Политика Мчатся бесы, вьются бесы

Александр Фукс
№35 (797) 31.08.2011

Крушение самолета под Бесовцом в июне этого года надолго повергло Карелию в состояние шока. Специалисты принялись разбираться, что могло послужить причиной этой катастрофы. Известно, что на петрозаводском аэродроме действует устаревшая, неточная система посадки, а экипаж внезапно замененного самолета не имел опыта посадки на наш аэродром. Люди еще не знают результатов работы межгосударственной авиационной комиссии (МАК), а до того нам отказываются даже сказать, какую видимость в момент аварии показывала находящаяся в аэропорту метеоустановка. В этой атмосфере молчания и недосказанности, пытаясь разобраться в причинах трагедии, губернатор Карелии Андрей Нелидов всерьез предположил, что она может крыться в том числе и в самом названии прилегающего к аэропорту поселка. Ведь в корне слова Бесовец находятся три нехорошие буквы. Андрей Витальевич даже выступил по этому поводу в Законодательном собрании РК и предложил создать рабочую группу по переименованию Бесовца во что-нибудь другое. И ведомая указом губернатора группа не замедлила создаться. Политики, ученые и юристы уже один раз собирались, дискутировали и решили в сентябре собраться вновь. К вопросу изгнания беса из Бесовца они отнеслись более чем серьезно. Ведь, говорят, за идеей переименования стоит не только губернатор, но также епархия и даже сам лично Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. «Карельская Губернiя» поинтересовалась мнением на этот счет некоторых членов рабочей группы.

Ирма Муллонен, директор Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН, доктор филологических наук:

– Переименование – абсурдная идея. Бесовец как исторический топоним впервые был документально зафиксирован еще в 1496 году в «Писцовой книге об Онежской пятине». Причем само название, видимо, существовало и раньше. Само слово «бесовец» было распространено на Русском Севере для обозначения порожистых мест. То есть это слово предупреждало путешественников об опасности, а не наоборот. Понимаете, переименование исторического топонима – это не просто так. Любое название несет в себе печать исторического наследия. Это все равно, что попытаться изменить своих предков, потому что они нам не нравятся. Но так же нельзя! Может быть, еще было возможно говорить о переименовании аэропорта, но тот как раз не называется «Бесовец». Его официальное название «Аэропорт Петрозаводск». А для того чтобы самолеты не падали, нужно не названия места менять, а лучше готовить пилотов и решить вопросы с современным оснащением аэропортов.

Анатолий Григорьев, депутат Законодательного собрания Республики Карелия, председатель КРОО «Карельский конгресс»:

– Лично я за переименование. Я же человек советского времени, а тогда многое переименовывали и ничего страшного не случалось. Слово «Бесовец» действительно не звучное. Тем более что сам патриарх Кирилл рекомендовал рассмотреть этот вопрос. Многие мнят себя специалистами, находят истоки этого названия, но корень-то все равно «бес» и большинство обычных граждан считают, что слово это производное от «беса». Я никогда не скрывал, что я убежденный атеист, но раз такие трагические события происходят, то и правда переименование может в будущем как-то предотвратить. Я сам карел и считаю, что название должно быть исконное карельским. У нас же многие деревни имеют двойное название: русское и карельское. Правда, пока не установлено, называлось ли это поселение как-то по-карельски, надо посмотреть в архивах. А по поводу материальных затрат, я думаю, можно все решить без ущерба для местных бюджетов. Раз уж федеральный центр заинтересован в переименовании, то и траты он, наверное, возьмет на себя.

Михаил Гольденберг, директор Карельского краеведческого музея, кандидат исторических наук:

– Я категорически против переименований подобного рода. Исторические названия представляют собой культурную и духовную ценность. И для меня слова «историческая память» – не пустой звук. Понимаете, нельзя родную маму отправлять на косметическую операцию, потому что у нее, например, нос длинный. Надо ее принимать такой, какая она есть. Имя любой деревни надо сохранять. А если таким образом решать бороться с напастями, то так можно впасть в мрачное средневековье, когда ведьм сжигали во время чумы. То у нас была эпоха «октябрения» и в итоге сегодня большая часть наших улиц носит имена людей, которые о нашем городе ничего не знали. Это все происходит оттого, что мы – народ крайностей: то были воинствующими атеистами, то становимся истовыми приверженцами религиозности.

Андрей Манин, руководитель государственного Комитета РК по вопросам национальной политики, связям с общественными и религиозными объединениями:

– Я как руководитель Комитета по делам национальностей и связям с религиозными объединениями по долгу службы ознакомил членов рабочей группы с мнением нашей епархии. А позиция епархии такова, что название «Бесовец» нужно переименовать. И один из аргументов создания данной комиссии был соотнесен с мнением епархии. Хотя мнение ученых мне лично было интересно и заставило задуматься.

Светлана Чечиль, глава администрации местного самоуправления Прионежского района:

– Мое мнение таково: я не вижу смысла в этой комиссии. Посидев на одном заседании, поняла, что мы для галочки будем собираться, тратить время, но ни к чему не придем. Ученые хотя бы говорят что-то конкретное, объясняют, почему переименовывать нельзя, а остальные говорят просто пафосные вещи ни о чем. Я в переименовании поселка не вижу никакого смысла и думаю, что больше на заседания этой комиссии не пойду.