Ух! Президент предложил олигархам приходить на школьные уроки и рассказывать детям, как они добились такого успеха в жизни… Пауза на осмысление… Теперь выдохнули и рассуждаем спокойно.
Идея, конечно, хорошая. Десять лет рассказывали людям, что олигархи – воры, пострашнее Пугачева, что деньги они, кровососы, высосали из наших тщедушных тел. И, тут, нате вам, милости просим в школы с лекциями. Потанин, Дерипаска, Абрамович, естественно. Там, глядишь, и Гусинский с Березовским подтянутся. И, конечно, обязательно, чтобы Ходорковского, как Юрия Деточкина на спектакль, привозили бы в кандалах и с парой милиционеров. Мол, здрасьте, дети, это дядя Ходорковский. Да-да, тот самый, в которого ваш папа кидается банановыми шкурками, когда его показывают по телевизору. И дети такие: «Дядя Ходорковский, а как вы достигли такого успеха?». А он им: «Да так как-то, знаете». И портрет Путина ласково подмигивает над доской.
В нас же столько времени вбивали, что Чубайс – вор, Гайдар – вор, Немцов – вор, Гусь с Березой – самые главные воры, а ЮКОС – это всем ворам вор. А вор должен сидеть в тюрьме. И такие деньжищи можно получить, только убив шестьдесят миллионов старушек-процентщиц и выпив народную нефть. Нас же учили, что они все похитили наши ваучеры и что руки у них по локоть в крови. И Абрамовича мы щадим только за то, что он помогает ЦСКА, чукчам, сборной и еще поможет провести чемпионат мира. А если не поможет, мы знаем, где он окажется. Ибо есть за что. Ведь никто ж даже не сомневается. Если по поводу Ходорковского и возникает какой вопрос, то только: «А почему другие-то на свободе?». Да. Нас так научили. И научили те самые, которые теперь предлагают миллионерам пойти в школы с лекциями. Очень, по-моему, мило.
Ведь прелесть нашего положения в том, что нас всех при желании есть за что.
– А где вы были 13 июня 1962 года?
– Я?
– Вы.
– Не помню.
– А мы помним. Вы переходили дорогу на красный свет и скрылись от постового, хотя он дул вам в свисток… А вы распечатали на государственном ксероксе курсовую… Этот вынес скрепки из кабинета, тот взял коробку конфет за пломбу, она выдала загранпаспорт без очереди, а он споил дедушку и выселил его из квартиры…
Мы все хоть в чем-нибудь виноваты, но нас пока щадят. Прощают до поры до времени. Если будем хорошо себя вести, то, может, и вообще не тронут. А если нет, то вспомнят, что прадедушка служил у Деникина – и ку-ку. Или, наоборот, у Чапаева, и тогда тоже ку-ку. Потому что никогда не знаешь, с какой стороны ветер. Ельцин установил правила игры, люди сыграли по этим правилам, а потом Ельцина смыло, и оказалось, что правила изменились.
– Да, но нам разрешили!
– Не знаю, не знаю. Меня здесь тогда не было, а сейчас я есть и вижу: ай-ай-ай.
И все! Очень удобная система. Сегодня разрешили не работать, ты не работаешь. А завтра запретили и всех, кто бездельничал, сцапали за тунеядство. А остальных за спекуляцию. А тем, кто остался, предложили делиться. И, больше того, ходить в школы и хвастаться. Зачем? Так, чтобы выросло поколение, которое сделает так же. А потом чтобы было к кому прийти и попросить поделиться, ласково подмигивая с портрета над доской. С 1 сентября вас, дорогие дети.