Общество Задохнется ли Петрозаводск в пробках?

Александр Фукс
№38 (800) 21.09.2011

Утром в прошлый вторник жители Древлянки не могли выехать на работу. Толпы людей стояли на остановках и, как в недобрые советские времена, втискивались в редкие маршрутки, словно шпроты в баночку. Как оказалось, маршрутчики бастовали. Что же вынудило водителей пойти на такой шаг, к каким результатам привела их забастовка и какая вообще обстановка складывается в Петрозаводске с общественным транспортом?

На износ

Узнать что-то вразумительное у водителей маршруток оказалось довольно сложно. Все как один отвечали, что только что вышли из отпуска или что в тот день у них был выходной. Да, что-то слышали. Да, кто-то бастовал, но не они. Наконец удалось понять, что поводом для забастовки явились внезапно подорожавшие «путевки» – путевые листы, которые каждый водитель должен получать перед выходом на маршрут. Каждое утро врач должен проверить состояние водителя, а механик должен удостовериться в исправности автобуса. Когда-то эта ежеутренняя процедура обходилась водителям в 100 рублей, потом в 300, а на прошлой неделе дошла до 400. Это и явилось последней каплей. Водители 17, 4 и 12-го маршрутов отказались работать. Каков результат?

– Всем просто объяснили, что если с обеда не выйдем на маршрут, то можем считать себя уволенными, – хмуро отвечает один из шоферов. – Вот и весь результат.

И тут же на всякий случай добавляет:

– Но сам-то я в тот день выходной был.

О своей зарплате, о проблемах, об условиях труда маршрутчики говорить по понятным причинам отказывались. Зачем рисковать местом? Но нам удалось поговорить с человеком, который ушел с этой работы несколько лет назад и который убежден, что с той поры в их бизнесе мало что изменилось.

– Я ушел потому, что за такие деньги работать уже было просто глупо, – рассказал «Карельской Губернiи» бывший водитель. – Каждый вечер мы должны были отдавать хозяину маршрутки порядка тысячи рублей, сотню с утра платили за «путевку», плюс бензин – в общем, к концу дня у меня оставалось рублей 300-400. Работали мы два через два, так что в месяц выходило тысяч шесть. Иногда, может, семь. Разве на это можно жить?

Сейчас проезд в полтора раза подорожал, но и стоимость «путевки» увеличилась в четыре раза. Так что дай бог, чтобы нынешние водители зарабатывали хотя бы тысяч десять-двенадцать. При этом, по словам Николая, рабочая смена у маршрутчика длится с 7 утра и до 11 вечера. Конечно, по документам, водители работают только полдня, но на деле они вкалывают с утра до ночи. Только говорить об этом нельзя.

Тревожная кнопка

Как объяснил «Карельской Губернiи» начальник отдела транспорта Петрозаводской мэрии Роман Ванько, ситуация с забастовкой возникла из-за того, что по новым правилам в стране ужесточились требования к безопасности на транспорте. Если, например, раньше навигаторы лишь рекомендовались, то с 1 января они должны будут стать обязательным атрибутом всех автобусов и троллейбусов. Это даст возможность диспетчерам в любую секунду контролировать местонахождение транспортного средства. Кроме того, на всех маршрутках нужно установить камеры видеонаблюдения и тревожные кнопки. А также перевозчики обязаны будут заказать у специально обученных фирм (таких в стране всего 20) «План транспортной безопасности». Все это стоит денег, и траты ложатся на хозяев маршрутов. По идее, они могут заложить эти расходы в стоимость проезда, и не исключено, что вскоре попытаются это сделать. Но пока хозяева решили просто увеличить план своим водителям. Отчего те и попытались возмутиться. В мэрии по этому поводу провели совещание, на котором было решено на будущее предусмотреть введение жестких штрафных санкций против хозяев маршрутов – чтобы они не доводили впредь своих работников до крайности.

«Газели» вымрут как мамонты

А вообще, по словам Романа Владимировича, положение дел в общественном транспорте улучшается. На маршрутах появляется все больше автобусов средней вместимости, а это дает возможность хоть как-то разгрузить наши дороги.

– В одной «Газели» помещаются 11 пассажиров, а в «Пазике» их может разместиться 40-50, – объясняет Ванько. – То есть вместо четырех машин на дороге остается одна.

В дальнейшем маленькие маршрутки планируют полностью свести на нет и заменить их большими троллейбусами и средними автобусами. В целом же уже сейчас, по мнению Ванько, город обеспечен общественным транспортом в достаточной мере. Лучше всего, по его словам, налажено движение на Кукковку и по Первомайскому проспекту. Правда, с Первомайского мало маршруток поворачивает вниз на пр. Ленина, но жалоб на этот счет от горожан в мэрию не поступало. Даже с Пятым поселком, по словам Ванько, налажено вполне удобное сообщение. «Двойка», «пятерка», «тринадцатый» да еще и «третий» троллейбус, если перейти через пути. Кроме того, сейчас, по мнению Романа Владимировича, петрозаводчане уже могут позволить себе выбирать маршрутку и не садиться в грязную или тесную. Плюс мэрия, субсидируя общественный транспорт, позволяет сохранять его относительно дешевым. Таким образом, как считает Ванько, те, у кого еще нет своей машины, могут и не захотеть покупать ее.

– Это вряд ли, – сомневается жительница Пятого поселка Надежда. – Я работаю в центре и обычно хожу на работу пешком. А тут начались дожди, и мне пришлось ездить в час пик на «пятерке». Давка, как в СССР. Все друг о друга трутся, от кого чесноком разит, кто в спецовке грязной. И, главное, что пешком идти, что на автобусе ехать – одно время уходит. Автобус же минут на 20 у автовокзала застревает, не двигается. А на троллейбус через железную дорогу идти тоже совсем непросто. Асфальта нет, щебенка, переход через пути прогнил. На каблуках вообще дойти невозможно.

Пути спасения

Говоря о пробках (а только за последние 5 лет в Петрозаводске появилось порядка 30 тысяч новых машин), Роман Ванько сказал, что он видит несколько путей их частичного устранения. В том числе установка новых, современных светофоров, расширение улиц Куйбышева и Ленинградской, реконструкция улицы Чапаева, завершение ремонта моста между Кукковкой и Древлянкой, а также замена Гоголевского моста. Понятно, что городу такие траты не потянуть, поэтому мэрия пытается попасть в федеральные программы по реконструкции дорог. Проект перестройки улицы Чапаева сейчас проходит согласование в Госэкспертизе. Но есть надежда, что в следующем году эту улицу все-таки доведут до ума. Кукковку по-прежнему планируют соединить с Древлянкой к концу нынешнего года (хотя, по данным «Карельской Губернiи», из 106 миллионов, заложенных на ремонт моста, пока реализовано только семь; говорят, завод-поставщик, выбирая между Кукковкой и олимпийскими объектами в Сочи, выбрал не Кукковку). Что до пресловутого Гоголевского моста, то на его реконструкцию в лучшем случае уйдет год… А там, глядишь, петрозаводчане купят следующие 30 тысяч машин, и город окончательно задохнется под их колесами.

И тут спасение Роман Владимирович видит в создании у людей привлекательного образа общественного транспорта. Чтобы горожане, выбирая между своим автомобилем и автобусом, выбрали автобус.

– Люди должны наиграться этой игрушкой – личным автомобилем, – говорит Ванько. – К нам приезжали коллеги из Германии, они рассказали, что немцы переболели этой болезнью лет пятнадцать назад, когда Восточная Германия объединилась с Западной. Тогда для жителей бывшего ГДР купить машину было событием. Они даже в ларек за сигаретами на машинах ездили. Но у них это прошло. И у нас пройдет.