Жители дома №5 по улице Маршала Мерецкова узнали, что ларьки, притулившиеся у стен их жилища, расположены на их придомовой территории, но деньги за аренду земли получают почему-то не они, а мэрия.
Согласно принятому в 2005 году новому Жилищному кодексу в городах было проведено межевание всех земель и за каждым домом закреплена придомовая территория. С той поры землей на этой территории должны были распоряжаться уже не муниципалитеты, а собственники жилья. Понятно, что никто это людям не разъяснил и они продолжали жить, не догадываясь, что хозяева стоящих на их земле торговых точек обязаны согласовывать свое право там находиться не с мэрией, а с ними. Мэрия же все это время продолжала добросовестно получать с ларечников арендную плату. С каждой точки выходило по 60-70 тысяч рублей ежегодно.
– Но мы же не себе в карман клали эти деньги, – объяснили «Карельской Губернiи» в городской администрации. – Деньги поступали в казну. То есть в конечном итоге шли на пользу горожанам.
Оно, конечно, верно. Но как-то получается не совсем законно. Не говоря уже о том, что, растворяясь в общем котле, деньги эти, по сути, нисколько не помогали тем, кто должен был владеть ими по праву. Ведь на эти 70 тысяч рублей можно было ремонтировать подъезды, устанавливать домофоны, менять трубы, асфальтировать въезды во дворы именно у тех домов, на территории которых расположены торговые павильоны. Деньги могли поступать на счет ТСЖ, управляющих компаний, или, может быть, жильцы могли требовать у предпринимателей выполнения каких-либо работ на эту сумму. Но мэрия ответила «нет». В том смысле, что киоски вообще не имеют права находиться на придомовых территориях.
– Договоры с ними мэрия заключила еще до принятия нового Жилищного кодекса, – объяснил начальник Управления земельных ресурсов мэрии Игорь Фадеев. – Поэтому мы и пополняли казну за счет их аренды. А сейчас договоры нужно расторгать.
– Но кто будет инициировать этот процесс? Ведь сама мэрия вряд ли добровольно откажется от лишнего источника пополнения казны.
– Тот, кто не доволен, тот пусть и проявляет инициативу. Жильцы? Значит, жильцы. Пусть приходят к нам, оформляют свою жалобу, и мы расторгнем с киосками договор.
То есть находиться на придомовых территориях, по мнению мэрии, киоскам нельзя. Но до тех пор пока казна получает деньги, вроде как и можно. Понятная, но довольно спорная философия. Тем более что, по мнению юристов, жильцы имеют право распоряжаться домовой и придомовой территорией по своему усмотрению. В том числе и устанавливать там торговые киоски. Другое дело, если установка торговой точки вступит в противоречие с санитарными нормами. Но до сих пор ларьки у дома №5 по ул. Мерецкова никому не мешали.
И ведь такой дом в Петрозаводске не единственный. А еще есть чердаки, подвалы, крыши, стены, которые сплошь и рядом используются коммерческими организациями без ведома жильцов. Оборудование операторов мобильной связи и Интернет-компаний, рекламные щиты, подвальные магазины – все это не может быть установлено без согласования с собственниками жилья. Жители домов, не сумевшие полюбовно договориться с предпринимателями, все чаще начинают обращаться в суды и выигрывают их.
P.S. Впрочем, бывает по-разному. Многие помнят скандал, разгоревшийся в прошлом году вокруг пристройки к дому на углу улицы «Правды» и проспекта А. Невского. Тогда суд признал сооружение пристройки незаконной и вынес решение о сносе. Но все осталось на своих местах. Хозяева построенного против воли жильцов магазина представили судебным приставам экспертное заключение. В нем говорится, что демонтаж пристройки невозможно провести без ущерба для фундамента всего здания. Вот, в общем, и решение вопроса.