Общество Заблудился и с зарплатою простился?

Анастасия Садовская
№43 (805) 26.10.2011

Утром 24 сентября Владимир Мухортов, семидесятилетний сторож Питкярантамежрайгаза, решил отправиться за клюквой.

Сев на велосипед, он помахал жене и уехал в лес. «Соберу одну делянку – и домой», – думал мужчина. Лес в районе «шестерки» и «девятки» (так обозначают в Питкяранте дорогу по километрам. – Прим. ред.) он знал как свои пять пальцев…

В девять вечера у Натальи Солдатовой, падчерицы Владимира Мухортова, зазвонил телефон.

– Наташа,– упавшим голосом сказала дочери ее мать Нина Артюшко. – У нас, кажется, беда. Дед не вернулся из леса.

Поиски

Женщины поняли: потерялся. И, конечно, сразу сообщили в полицию.

– Органы у нас, знаете, какие? – рассказывает Наталья Солдатова. – Ничего страшного, говорят, выйдет, найдется. Конечно, мы их растормошили: заставить что-то сделать можно только настойчивостью. Сначала позвонили в МЧС, но они, оказывается, передают заявление в МВД, а те начинают поиски лишь через три дня. Мы настояли, чтобы начали искать на следующий день: холодно же! А у деда спичек не было, даже не разжечь костер.

На поиски мужчины бросили все силы. Искали его и поисково-спасательный отряд из Сортавалы, и 5-й спасательный отряд Федеральной противопожарной службы из Питкяранты, и сотрудники Питкярантамежрайгаза, друзья и родственники. Не нашли.

– Мы, конечно, не отчаивались, но в душе… – на этой фразе Солдатова замолкает. – Честно говоря, все равно не верилось, что мы его найдем. Вы подумайте: девять дней провести в одиночестве, без еды, воды и огня!

Но Владимир Дмитриевич выжил. Как он потом рассказывал, когда он отправился искать ягоды, посреди дня грянул ливень. Из-за сильного дождя он перестал что-либо узнавать вокруг и шаг за шагом ушел в глубь леса. В кармане у Владимира Александровича был перочинный ножик. На протяжении долгих девяти дней это тоненькое лезвие, предназначенное срезать хрупкие ножки грибов, спасало семидесятилетнему сторожу жизнь. С его помощью мужчина сооружал себе жилье на ночь из веток лапника и других деревьев. После ночлега под дырявой крышей Мухортов вставал и в течение дня искал выход из леса среди озер и болот. Пару раз были слышны поисковая сирена и выстрелы, на которые Владимир Дмитриевич кричал в ответ. Однако никто его не услышал.

Домашние бутерброды были съедены в первые два дня, оставшуюся неделю, когда подступал голод, он рвал ягоды, белые грибы и пил болотную воду. В один из дней Мухортов обустроил стоянку рядом с двумя стаями гусей. Шанс упускать не хотелось – и он попробовал тихо подкрасться с палкой к стоянке, чтобы сбить хотя бы одну птицу. Но в последний момент птицы почувствовали человека и резко снялись с места.

«От холода и сырости ноги стали покрываться язвами. Думать я мог только о том, чтобы выжить, потому что меня ждет жена. Ночами глядел на звезды и все время пел: «Гори, гори, моя звезда!» – тоже для жены. Эта мысль спасла меня от отчаяния», – рассказывал Владимир Дмитриевич.

На девятый день ударили заморозки. Болота покрылись льдом, а земля инеем. Тогда-то он и нашел знакомую тропинку, по которой смог выйти на дорогу. Навстречу Мухортову попались две женщины. Они очень испугались обросшего, грязного человека, который протягивал к ним руки в крови и просил еды – но хлеба все-таки дали. Потом грибники довезли его прямо до дома.

Зарплатная война

– Когда отчим пришел, мы его не узнали. Не человек, а… труп, – рассказывает Наталья. – Слава богу, что живой. Но, конечно, после девятидневного блуждания по лесу до сих пор не может прийти в себя. У Владимира Дмитриевича нервное потрясение, он оглох. И в глазах – постоянные слезы. Сейчас лежит в больнице.

Солдатова говорит: отчим сам уже не верил, что найдет дорогу домой. Когда семья открыла его рюкзак, там лежал гриб – червивый, конечно, ведь грибной сезон закончился. Он был бережно разделен на четыре части…

После того как Владимира Дмитриевича положили в больницу, родственники обратились в Питкярантамежрайгаз. На днях сотрудникам как раз выдавали зарплату, а деньги на восстановление Мухортова – бинты, лекарства, антидепрессанты – конечно, были нужны. Наталья Солдатова не думала, что могут возникнуть проблемы: сразу после пропажи деда она обратилась в Питкярантамежрайгаз и, посоветовавшись с кадровиками, написала заявление от имени отчима на выход в отпуск. В отделе кадров отнеслись с пониманием и сказали: как только появится – сообщите.

Сообщили. Но в ответ услышали: «Вызовите ему такси, привезите сюда, и мы дадим ему деньги». И это несмотря на то, что три года Владимир Дмитриевич получал зарплату на банковскую карточку. Потом главный бухгалтер заявила Солдатовой: «Если вы предъявите мне документы, что он потерялся в лесу, только тогда дам отпуск».

– Какие еще документы?! – возмущается Солдатова. – Дед спрашивает: «У медведя, что ли, взять расписку, что он меня видел?». И плачет. А бухгалтер ему: меня ничего не волнует.

Семья Владимира Дмитриевича обратилась в МЧС за подтверждающими документами. Но в ведомстве сказали: « Мы справки не даем, не имеем права. У нас таких случаев не было». В милиции вторят: «Можем дать только постановление об отказе в возбуждении уголовного дела».

Зарплату Владимира Дмитриевича родственники все-таки получили. Удалось это сделать только через Петрозаводск: Солдатова позвонила Елене Груздевой, генеральному директору Карелгаза, и на следующий день зарплату привезли сами сотрудники.

Тем временем у главного бухгалтера Питкярантмежрайгаза своя правда – абсолютно противоположная.

– Я не уполномочена давать комментарии, на это был официальный приказ, – говорит бухгалтер Ольга Горская. – Вы мне пришлите запрос, а я вам отвечу в письменном виде.

Но через секунду главный бухгалтер Питкярантамежрайгаза решается объяснить, как выглядит ситуация с ее точки зрения. По ее мнению, никакой конфликтной ситуации нет, претензий Владимир Дмитриевич не имеет, и подкрепляет свои доводы «весомыми» аргументами:

– Вы знаете, у Владимира Дмитриевича жена – ненормальная женщина. У нее было три мужа и все умерли. А их квартиры она отдала своим детям.

Горская уверяет: она не хотела перечислять деньги, потому что у Владимира Дмитриевича – конфликт с женой. Она якобы забирает деньги с его банковской карточки. По этой причине, объясняет бухгалтер, фирма давно не перечисляет деньги сторожу на карточку, а дает на руки, в конверте. Горская говорит, что, несмотря на уверения родственников заблудившегося дедушки, он прекрасно ходит и пребывает в прекрасном состоянии здоровья.

В общем, хорошо уже то, что Мухортов нашелся, деньги ему выплатили. В ситуации же с женой и кадровиками «Карельская Губернiя» – не судья.