Экономика Хроника пикирующих кукурузников

Александр Фукс
№5 (819) 01.02.2012

Министерство экономического развития Карелии пытается доказать, что оно не нарушало антимонопольного законодательства, а Управление антимонопольной службы (УФАС) настаивает на том, что закон все-таки был нарушен. Давайте разбираться.

Преступная схема

Прошлым летом в петрозаводском аэропорту (том самом, что расположен рядом с поселком Бесовец) появились два самолета АН-28. Приобретены они были за бюджетные деньги без конкурса, а это, по мнению УФАС, противоречит закону о защите прав конкуренции. Но представители министерства утверждают, что они ничего не нарушали. Если бы за самолеты напрямую расплачивалось правительство, то тогда да, оно было бы обязано объявить конкурс и купить товар у тех, кто предложит минимальную цену. Но правительство платило не напрямую. Оно сначала передало деньги своему автономному предприятию – аэропорту «Петрозаводск» на «иные цели», а аэропорт уже имел право тратить их по своему усмотрению без всяких конкурсов. Так что все законно.

УФАС считает, что это типичная преступная схема. Переговоры о покупке самолетов вело правительство, продавца находило правительство, так что роль аэропорта в этой сделке была чисто формальной. И главное – в уставе аэропорта не прописана деятельность по осуществлению пассажирских авиаперевозок, а значит, аэропорт не имел права покупать самолеты. Новую систему посадки – пожалуйста, уборочные машины – да, автобусы для перевозки людей от самолета до здания аэропорта – ради бога. Но не сами самолеты. В аэропорту нет даже летчиков, которые могли бы на них летать. В итоге купленные АН-28 обслуживались представителями той самой фирмы, у которой они были куплены. А именно московской компанией ООО «Регион-Авиа».

__________________________________________________

Из протокола заседания суда:

Судья: Есть ли у аэропорта необходимая база для того, чтобы осуществлять пассажирские перевозки?

Представитель Минэкономразвития: Да. Раньше мы всегда зависели от посторонних перевозчиков. А этим летом уже сами летали в Санкт-Петербург и на Соловки.

Судья: Кто осуществлял эти перелеты?

Представитель Минэкономразвития: Кто-то… Не помню.

Судья: Аэропорт?

Представитель Минэкономразвития: Нет.

Судья: Может быть, «Регион-Авиа»?

Представитель Минэкономразвития: У аэропорта спросить надо.

Судья: Вы их учредитель, даете показания в суде и не знаете, кто осуществлял перелеты?

Представитель Минэкономразвития: Я вправе не знать какие-то детали… Это к делу не относится.

В два раза дороже

Первые разговоры о желании приобрести самолеты АН-28 пошли в правительстве Карелии в конце 2010 года. Уже тогда, по словам штурмана Северо-Западного авиаотряда Сергея Андруневича, он пытался обратить внимание властей на то, что у карельской авиации есть нужды поважнее и что в подобного рода покупке может присутствовать коррупционная составляющая.

– Я пытался предупредить их, – говорит Андруневич, – а в ответ министр природопользования Штрахов ответил, что это лишь «мысли и проекты», а мысли и проекты не наказуемы. И уже через месяц они внесли изменения в бюджет, чтобы передать аэропорту 31 миллион и купить эти разваливающиеся АНы.

Андруневич утверждает, что эти самые самолеты сам «Регион-Авиа» приобрел в 2006 году за 15 миллионов рублей, а нам через пять лет продал их в два раза дороже.

– Подобные самолеты в другие города России «Регион-Авиа» продавал в среднем по 8 миллионов рублей, – утверждает заместитель командира авиаотряда аэродрома «Пески» Михаил Дедюхин. – А мы их почему-то купили по 15 с половиной. А ведь чтобы поднять их на крыло, по нашим расчетам, нужно было вложить еще порядка 25 миллионов. У одного из самолетов был выработан летный ресурс, у них нужно было дорабатывать силовую установку, были проблемы с двигателем. Опять же на аэродромах в Пудоже и Костомукше, куда собирались осуществлять рейсы эти самолеты, нет ни соответствующей сертификации, ни необходимого оборудования. Там даже тракторов для чистки взлетно-посадочной полосы нет.

Зачем же нам так понадобились эти самолеты?

__________________________________________________

Из протокола заседания суда:

Судья: Вы рассчитывали, во что вам обойдется содержание самолетов?

Представитель Минэкономразвития: Письменных расчетов нет… Но мы в Вологду ездили…

Судья: Те документы, которыми располагает суд, не подтверждают, что вы сильно задумывались, как вы их будете содержать. А рынок вы изучали? Может, где-то было дешевле?

Представитель Минэкономразвития: Лично я…

Судья (мягко): Вы здесь не себя представляете, а учреждение.

Гибкая штука

При всем этом, как стало известно после июньской трагедии, когда рядом с Бесовцом разбился самолет, петрозаводский аэропорт не обладает современной системой посадки, его навигационные системы требуют обновления, одним словом, он даже близко не соответствует статусу международного. Он не безопасен. И тем не менее деньги, выделенные ему на «иные цели», он тратит на не очень вразумительные самолеты.

– С 1 июня подобные суда нельзя будет эксплуатировать, если они не будут снабжены навигационной системой ГЛОНАСС и специальным оборудованием, позволяющим определять рельеф земной поверхности. Траты на оформление и приобретение этого оборудования соизмеримы с ценой самих самолетов.

На суде представитель УФАС утверждал, что, по их данным, в другие области нашей страны «Регион-Авиа» действительно продавал такие же самолеты дешевле, чем нам.

– Мы убеждены, что инициатором этой сделки выступила фирма «Регион-Авиа», – утверждает представитель антимонопольной службы. – Именно она сделала коммерческое предложение определенным людям в карельском правительстве. А те уже нашли схему, по которой можно принять это предложение в обход конкурса. Мы уверены: это была притворная сделка.

Но представитель Минэкономразвития убежден, что если бы в законе не была прописана возможность осуществления подобной схемы, то ее бы и не удалось осуществить. Закон ведь штука гибкая. Главное, уметь им правильно распорядиться.

__________________________________________________

Из протокола заседания суда:

Судья: Самолеты приобретались для нужд автономного предприятия «Аэропорт Петрозаводск» или для нужд правительства РК?

Представитель Минэкономразвития: Для аэропорта.

Судья: Кто явился инициатором изменений бюджета, благодаря которым аэропорту была перечислена субсидия?

Представитель Минэкономразвития: Глава РК.

Судья: А кто ему посоветовал это сделать?

Представитель Минэкономразвития: Мы. Минэкономразвития.

Судья: А вас аэропорт просил об этом?

Представитель Минэкономразвития: А это не обязательно. Больницы тоже не просят улучшить им оборудование.

Арбитражный суд отложил рассмотрение этого дела на 22 февраля.

Параллельно дело о вызывающей подозрения покупке двух самолетов рассматривается Следственным комитетом РК.