Тема номера Спасут ли банкиры Сегежский ЦБК?

Надежда Меккиева
№6 (820) 08.02.2012

Еще две недели назад и Сегежский ЦБК, и карельские власти уверяли, что слухи о скорой остановке комбинате – всего лишь пустая болтовня. Доболтались: на прошлой неделе Сегежский ЦБК остановился, две тысячи работников отправлены по домам.

Негрустный праздник

К своему удивлению, директора Дивизиона целлюлозно-бумажной промышленности ЗАО «Инвестлеспром», а в прошлом гендиректора Сегежского ЦБК Василия Преминина мы застали в прекрасном расположении духа. У Преминина был день рождения – 60 лет. В кабинете – цветы и подарки, телефон разрывается от звонков жаждущих поздравить. Во время беседы с лица топ-менеджера «Инвестлеспрома» не сходит улыбка. Василий Преминин уверен, что с финансами на Сегежском ЦБК все в порядке. По его словам, прошлый год для комбината был «суперприбыльным». Но в конце года спрос на продукцию упал и ноябрь-декабрь предприятие стояло. В результате чего образовался кассовый разрыв (временный недостаток денег). Такой маленький кассовый разрывчик – всего-то 400 миллионов рублей. Люди, хоть немного смыслящие в бизнесе, сразу скажут – сумма большая. Как сообщил недавно министр экономического развития Карелии Валентин Лунцевич, у Сегежского ЦБК большие долги перед поставщиками сырья. И долги эти образовались не сегодня – так, ряд предприятий, поставлявших сырье комбинату, стоит с осени, потому что с ними не расплатились. Очевидно, у Сегежского ЦБК – серьезные финансовые проблемы.

Связаны они, несомненно, с громкими уголовными делами «Банка Москвы», который является акционером, а также основным кредитором ЦБК. В прошлом году экс-главу банка Андрея Бородина обвинили в крупных хищениях. В январе было возбуждено еще одно уголовное дело в отношении Бородина – по версии следствия, он и его заместитель преступным путем прибрали к рукам акции лесопромышленного холдинга «Инвестлеспром», в состав которого входит Сегежский ЦБК. Сейчас большой пакет акций «Инвестлеспрома» находится в кипрских оффшорах и, по мнению следствия, фактически принадлежит Бородину. Сам же Бородин сбежал в Лондон.

Кредиты «Банк Москвы» раздавал направо и налево. Щедро кредитовались промышленные предприятия, акционерами которых являлся «Банк Москвы». Как заявило в прессе новое руководство банка, по их мнению, такие кредиты выдавались для вывода денег из кредитной организации. Компания «Инвестлеспром» задолжала «Банку Москвы» 30 миллиардов рублей.

Моча в голову

Василий Преминин уверен, что Сегежский ЦБК получал от «Банка Москвы» вполне обоснованные кредиты, которые грамотно вкладывались. Так, в прошлом году на 410 миллионов рублей было модернизировано мазутное хозяйство ЦБК. Вот только подрядной организации «Карелстроймеханизация» пришлось потом год выколачивать из ЦБК больше 33 миллионов рублей за выполненные работы. Строители даже обратились в суд. И это в «суперприбыльный»-то год?

Входил ли Сегежский ЦБК, а также остальные предприятия «Инвестлеспрома» в преступную схему Бородина по хищению денег или просто комбинат подсел на кредитную иглу – сейчас сказать трудно даже следствию. Бывший директор «Инвестлеспрома» Дмитрий Маслов явиться по вызову к следователю не успел – он был в числе пассажиров разбившегося в июне прошлого года под Петрозаводском самолета ТУ-134.

Новый владелец «Банка Москвы» насчет Сегежского ЦБК настроен вовсе не так оптимистично, как Василий Преминин. В СМИ появился комментарий банка, что ЦБК – финансово зависимое предприятие с неэффективными менеджерами.

– Не убежден, что эта информация из банка. Я знаю технологию вброса информации, – отрицает все Василий Преминин.

– И кому это выгодно?

– Да кому угодно, тем более в период выборов президента кому угодно такая моча в голову придет...

Вот только вряд ли из-за мочи в голове в прошлую пятницу лишился должности генеральный директор компании «Инвестлеспром» Олег Арминен. Поговаривают, уволили и еще ряд топ-менеджеров.

Не выгоняют, и ладно

Вообще, впечатления процветающего предприятия Сегежский ЦБК не производит. Взять хотя бы внешний вид. Старые, унылые цеха советской постройки, в которых страшно находиться. У простых работников ЦБК настроение не такое благостное, как у Преминина. По словам работников, трудятся они за гроши – от 7 до 15 тысяч. Так, 15 тысяч получает технолог во вредном цехе, и это со всеми надбавками за вредность.

– Прибавки к зарплате копеечные, а условия труда вы сами видели: все разваливается, – жалуются работники.

Похоже, с людьми руководство комбината особо не считается. Так, работников просто поставили перед фактом, что предприятие останавливается, но никто не объяснил, почему и как надолго. Василий Преминин, который только за четверг дал прессе три интервью, собрание с коллективом не проводил. Работники же предприятия как всегда все терпеливо сносят.

– А что нам остается? Только надеяться на лучшее. Работы-то больше никакой нет. Совсем не выгоняют пока, и ладно, – говорят люди.

Действительно, работы в Сегеже нет. Сотрудникам местного Центра занятости, наверное, должно быть как-то неловко сидеть в своем недавно отремонтированном здании с хорошей мебелью. На учете сегежского Центра занятости – 812 безработных. А вакансий всего 92, половина из которых – медицинские работники и педагоги.

Другой разговор

Хорошее настроение Василия Преминина вполне объяснимо. Топ-менеджер не может не понимать, что социального взрыва в Сегеже, особенно накануне президентских выборов, никто не допустит. И эта мысль весьма ясно проскакивает в словах Преминина.

– Любая власть выходит на несколько другой уровень. Если мы говорим категориями бизнеса, доходности, себестоимости, то власти могут разговаривать с точки зрения ответственности за людей, за судьбу региона, – витиевато высказался Василий Преминин.

Так оно и вышло, карельский губернатор уже встретился с президентом банка «ВТБ» Андреем Костиным. И на этой неделе Костин планирует приехать в Сегежу.

Удивляет, что карельские власти так долго бездействовали. Еще 13 января, встречаясь с журналистами, губернатор Андрей Нелидов рапортовал о «феноменальных» успехах республики и пребывал в святой уверенности, что на комбинате идет обычная смена собственника, беспокоиться не о чем. И только на прошлой неделе экстренно вылетел в Москву. А ведь Андрей Нелидов у нас – доктор экономических наук.

В карельском Минэкономе уверяют, что еще с января прошлого года банку «ВТБ» писали письма с просьбами обратить внимание на комбинат. Вот только где толк от этой писанины? Что предпримет банк «ВТБ» для спасения Сегежского ЦБК и сколько это займет времени – неизвестно. Не ясна и судьба проекта по модернизации ЦБК «Белый медведь», который собирался щедро спонсировать «Банк Москвы» во главе с Бородиным. А без этого проекта через пару лет Сегежский ЦБК просто умрет.

Без ключика

Без комбината Сегеже не выжить. Беспокоятся и таксисты, основная клиентура которых – работники комбината (поездка стоит всего 60 рублей), и торговый бизнес.

– Я не представляю Сегежу без комбината, – говорит жительница города Нина Кузьмина.

А вот многие люди хорошо себе представляют жизнь без Сегежи. Только по официальным данным, за последние 10 лет население Сегежи сократилось на 10 тысяч человек. Цены на квартиры гораздо ниже, чем в других районных центрах Карелии: за 400-600 тысяч можно купить однокомнатную квартиру с хорошим ремонтом, тогда как в том же Медвежьегорске цена за «однушку» – миллион рублей.

Давно понятно, что будущее у моногородов весьма безрадостное. Палочкой-выручалочкой могла стать федеральная программа по развитию моногородов. Эту программу карельский губернатор в прошлом году назвал «ключиком к решению многих проблем». Еще бы, только на одну Сегежу может быть выделено 60 миллиардов рублей, тогда как бюджет всей республики составляет всего 20 миллиардов. Но вот добыть этот ключик нам, что называется, не по зубам. Сегежская власть должна была подготовить так называемый Комплексный инвестиционный план (КИП) по развитию города. Потом разработать проектно-сметную документацию, стоимость которой достигает нескольких десятков миллионов рублей. В местном бюджете таких средств нет. Как пояснили нам в карельском Минэкономе, республиканский бюджет тоже ничем не смог помочь. В результате в прошлом году Сегежа не попала в список моногородов-«счастливчиков» и неизвестно, попадет ли в этом.

– По условиям программы в моногороде уровень безработицы должен быть от 3,5%, в Сегеже он только 3,3%, – рассказали нам в карельском Минэкономе.

Определенно, с такими «ключниками» Сегеже пока только и остается молиться на ЦБК и московских банкиров.

У Бородина денег нет

На прошлой неделе неожиданно на связь с карельскими журналистами вышел экс-глава «Банка Москвы» Андрей Бородин. Как и любой лондонский беглец, Бородин не оригинален, уверяет, что он – жертва политического режима России. По словам Бородина, во всем виноват банк «ВТБ», который якобы намеренно банкротит Сегежский ЦБК. На предложение «Карельской Губернiи» помочь сегежскому комбинату, к которому он так прикипел душой, материально Бородин ответил, что денег у него нет. Говорят, в Лондоне банкир живет в пятизвездочном отеле. Жизнь в Англии дорогая, тут бы себя прокормить, до сегежан ли...