Криминал Попробуй докажи

Александр Фукс
№12 (826) 21.03.2012

В Петрозаводске начался суд над Максимом Мазуровским. Бывшего руководителя комитета по делам молодежи, организатора фестиваля «Воздух» обвиняют в превышении должностных полномочий, в создании преступной группировки, в хищениях и в организации использования поддельных документов.

Первые два заседания прокурор зачитывал бесконечное обвинительное заключение. На 90 листах излагались преступные деяния самого Мазуровского и еще 70 листов были посвящены деятельности его помощницы Елены Шаглиной. Суть обвинений сводится к следующему. По версии следствия, Шаглина по наущению Мазуровского создала две фирмы: ИП «Шаглина» и «Шоу-Реал». Формально, «Шоу-Реалом» руководил некий Стрелков, но следствие уверено, что Стрелков этот был подставной фигурой и просто за деньги согласился зарегистрировать фирму в собственной квартире. Всеми же делами от его лица занималась Шаглина. У нее было факсимиле его подписи и оттиск печати «Шоу-Реала». Таким образом, когда руководимый Мазуровским комитет по делам молодежи объявлял конкурсы на организацию и проведение летнего лагеря «Гиперборея», на конкурсы эти всякий раз «честно» выходили две фирмы: ИП «Шаглина» и «Шоу-Реал». То есть создавалась видимость конкуренции. Причем заявки на участие в конкурсе и от ИП «Шаглина», и от «Шоу-Реала» распечатывались на одном и том же принтере, находящемся в комитете по делам молодежи. Исходя из этого, следствие сделало вывод, что Мазуровский с Шаглиной создали преступную группировку из двух человек, разработали преступную схему, а фирму «Шоу-Реал» использовали как орудие преступления.

Cхема действовала следующим образом. Одна фирма вызывалась выполнить работы чуть дешевле, чем другая, и таким образом «выигрывала» конкурс. На ее счет из бюджета перечислялись деньги, но далеко не все они расходовались. Например, на приезд экспертов на «Гиперборею» было получено порядка 450 тысяч рублей, а потрачено лишь 120 тысяч 845 рублей 60 копеек. Сэкономленные средства, по словам прокурора, присвоили Мазуровский с Шаглиной и распорядились ими «по своему усмотрению». Подобных эпизодов в деле содержится несколько. Почти на полтора миллиона рублей. Скажем, проводился конкурс на строительство летнего лагеря под Пряжей, деньги были выделены, а потом мероприятие перенесли на озеро Лососинное, в лагерь «Искорка», где инфраструктура уже существовала. Чистая экономия. Однако сам Мазуровский не понимает, в чем здесь можно усмотреть факт хищения.

– Мероприятия были проведены в заявленном объеме, – рассуждает Мазуровский. – Какая разница, сколько денег на это было потрачено? Это же суть любого контракта: фирма получает какую-то сумму, часть тратит на работы, остаток является ее прибылью, с нее выплачиваются налоги, а остальное, естественно, тратит по своему усмотрению. Главное, чтобы работы были выполнены качественно и в полном объеме. Я не понимаю, как они будут доказывать хищение.

Часть обвинения касалась подготовки не состоявшегося в 2010 году музыкального фестиваля «Воздух». Сам Мазуровский как должностное лицо уже не имел права заниматься коммерческой деятельностью, поэтому договор со спортивной школой, на территории которой планировалось проводить фестиваль, заключал «Шоу-Реал». Как обычно, с поддельными подписью и печатью. Не удивительно, что следствие вменяет Мазуровскому в вину то, что он организовал использование поддельных документов.

Как бы то ни было, сам подсудимый своей вины не признает, считая его дело «надуманным, необоснованным, заказным и организованным по политическим мотивам». О чем он и заявил, отвечая на вопросы, в суде.

Между тем параллельно с этим процессом в Верховном суде РК рассматривался иск Мазуровского против неправомерных действий сотрудников МВД. И в конце прошлой недели суд вынес решение в пользу Максима.

– Прошлым летом следователи начали буквально преследовать меня, – рассказывает Мазуровский. – Они находили меня в кафе и даже в поликлинике. Я сижу, пью кофе с девушкой, вдруг передо мной вырастает следователь, тыкает в лицо корочкой и просит расписаться в повестке. Я прихожу на прием к врачу, в кабинете вдруг материализуется следователь, опять взмахивает корочкой и снова требует подписать повестку. Они буквально издевались, и тогда я решил записывать свои допросы в полиции на телефон. И тут мой следователь начал кричать и требовать, чтобы я не смел этого делать. Дескать, здание МВД – это секретный объект. Я отказался. МВД подало на меня в суд за неподчинение требованиям сотрудника полиции. Они проиграли, и я подал ответный иск с требованиями компенсировать мне услуги адвоката.

В результате конфликт Мазуровского и полиции обойдется казне в 40 тысяч рублей.

Сейчас дело Мазуровского только началось. Впереди еще более 110 свидетелей со стороны обвинения. Следующее заседание назначено на конец апреля.