Тема номера А был ли эпилептический припадок?

Ксения Сорокина
№13 (827) 28.03.2012

Напомним: почти год назад Александр Захаров, массажист кукковской детской поликлиники, на своем джипе «Линкольн-навигатор» протаранил стоявшие на остановке ларьки. Погибла 63-летняя Раиса Копцева. Она делала покупки в овощном ларьке. От полученных травм женщина скончалась на месте. Расследование дела длилось почти год. Следователи пришли к выводу: в момент аварии Захаров находился в невменяемом состоянии – у него случился приступ эпилепсии. Поэтому и отдавать отчет своим действиям он не мог. Максимум, что ему теперь грозит – принудительное лечение. Однако назначить это наказание все равно должен суд.

В самом начале судебного процесса Захаров попытался принести извинения и выразить соболезнования семье Раисы Копцевой.

– Я пытался сделать это через своего адвоката, но они отказались со мной встретиться, – объяснил мужчина. – Я очень сожалею, что все так получилось. И очень переживаю…

Правда, родственники погибшей женщины эти извинения так и не услышали: одна из дочерей Раисы Копцевой живет в Питере. А другая на суд не пришла. Как объяснила Светлана Александренок, заново переживать все случившееся для нее слишком тяжело. Она просто не сможет посмотреть в глаза убийце своей матери.

– Если он хотел извиниться, то почему не сделал этого раньше? Он предложил мне встретиться как раз перед судом. А до этого делал вид, будто ничего не случилось… – вздыхает Светлана.

Разные показания

Одно только перечисление травм, нанесенных погибшей женщине, в деле занимает почти два печатных листа. Светлану лишь одно немного успокаивает: ее мама не мучилась и погибла мгновенно. А вот с наказанием, которого требует для Захарова гособвинитель, сама женщина и ее представитель – адвокат Борис Козинский – категорически не согласны. Они не верят в то, что у водителя джипа действительно случился приступ эпилепсии за рулем.

– На мой взгляд, следствие сработало очень неграмотно, – говорит Борис Козинский. – В аварии погиб человек, а уголовное дело возбуждали больше недели. Это дало Захарову определенное преимущество. На первых двух допросах сразу после аварии он о своей эпилепсии почему-то даже не вспоминал. Уверял, что отвлекся, когда вставлял магнитолу, перепутал педали тормоза и газа и потерял контроль над машиной. Но как только у него появился адвокат, Захаров на очередном допросе начал утверждать, что у него случился эпилептический припадок и он вообще ничего не помнит. Когда его отправили на экспертизу в институт имени Сербского в Москву, эксперты анализировали только текст этого допроса. О первых двух допросах уже никто и не вспомнил. Хотя показания в них сильно разнятся.

Свидетели той аварии в один голос утверждали: водитель джипа вел себя странно. Он до последнего продолжал давить на газ. А когда вышел из машины, выглядел не-

адекватным. По мнению Бориса Козинского, такое состояние – нормальная человеческая реакция, а не приступ эпилепсии. Захаров просто был в шоке от того, что натворил. Но даже если на минуту представить, что приступ у виновника аварии все-таки был, то, получается, он, прекрасно зная о своей болезни, сел за руль и сознательно подверг опасности окружающих. Разве это не преступление?

Мог контролировать?

Сам Захаров на допросах уверял, что приступы эпилепсии у него случались редко, в основном по вечерам или во сне. Их приближение он умел предугадывать и даже мог справиться с приступом.

– Лично мое мнение: Захаров просто не справился со своей машиной, – говорит Борис Козинский. – «Линкольн-навигатор» – мощный автомобиль, да еще и с автоматической коробкой передач. Вполне может быть, что Захаров еще как следует не владел своей машиной, поэтому и перепутал педали. В результате «Линкольн» стал неуправляемым, водитель испугался и оцепенел. А правдоподобно рассказать про свой приступ он смог без проблем, ведь эпилепсия у него действительно есть, поэтому он знает, как это бывает.

Специалисты из института имени Сербского – непререкаемые авторитеты в области психиатрической экспертизы. Как шутят юристы, выше только Бог. Так что спорить с их выводами сложно. Тем не менее родственники Раисы Копцевой собираются это сделать. Их не устраивает наказание, которое грозит Захарову. Ведь под «принудительным лечением» сторона обвинения имела в виду даже не помещение водителя джипа в лечебницу, а… амбулаторное наблюдение! То есть он остается на свободе, живет полноценной жизнью и по мере надобности отмечается у врача. Осталось еще водительские права вернуть – и все будет как раньше. А их, кстати, у виновника аварии отобрали только после того, как родственники погибшей женщины обратились в прокуратуру.

Борис Козинский собирается ходатайствовать о том, чтобы из института имени Сербского вызвали одного из специалистов, дававших Захарову заключение. Пусть он объяснит, почему поверил в версию о приступе эпилепсии за рулем. Родные погибшей Раисы Копцевой сейчас требуют с водителя джипа материальную компенсацию – 500 тысяч рублей. Однако они признаются: им никаких денег было бы не надо, если бы Захарова судили как обычного человека.

– Я в одно верю – жизнь все расставит по своим местам, – говорит Светлана Александренок. – Я до сих пор не могу поверить в то, что произошло. Жизнь у мамы была тяжелой, но она всегда оставалась жизнерадостной, мечтала о том, чтобы быть счастливой. И такая страшная смерть… Для меня все было как во сне, всегда ведь думаешь, что с тобой такого быть не может… Какое-то страшное стечение обстоятельств. Мама никогда не покупала овощи в этом ларьке, она ходила в магазин возле дома. В это же время она всегда отвозила мою дочку на гимнастику. И они должны были стоять на остановке вместе. Но именно в день аварии тренер позвонила и перенесла занятие… На этой остановке я бываю почти каждый день. И все время в голове проигрываю случившееся. От этих мыслей невозможно избавиться. Мы с мужем десять раз ездили по тому же маршруту, что и Захаров. Я пыталась понять, как он смог поехать по такой траектории. Но так и не смогла. Скорее всего, когда он задел попавшиеся на его пути машины, то хотел скрыться, прибавил скорость, но попал в колдобину и его выбросило на остановку.

Сам водитель джипа пока решил не давать никаких пояснений во время судебного разбирательства. Объяснил, что скажет все потом. Следующее судебное заседание будет посвящено показаниям свидетелей. В суд вызвали и коллег Захарова, и хозяев машин, которые он задел, и людей, стоявших на остановке и видевших все случившееся. «Карельская Губернiя» будет держать вас в курсе событий.