
Введение так называемого налога на роскошь – для многих по-прежнему тема № 1. Российские законодатели пока никак не могут определиться, с какой стороны подойти. То ли покуситься на огромные доходы и сверхприбыль богачей, то ли повысить транспортный налог на дорогие и мощные автомобили, то ли главным показателем богатства сделать атрибуты роскоши. Только вот для обычного россиянина показатели богатства – это яхты, особняки, частные самолеты, виллы. Однако в нашей стране зарегистрированы всего четыре яхты (остальные за границей) и один самолет бизнес-класса.
Союз промышленников и предпринимателей России предлагает использовать два критерия «роскошности»: стоимость и качественность. В качестве возможного порога, после которого придется раскошеливаться, может рассматриваться недвижимость стоимостью больше 50 миллионов рублей и 150 квадратных метров на одного человека в городской квартире и 500 квадратных метров в загородном доме. К роскошным машинам советуют отнести автомобили за 3,5–4 миллиона рублей.
Платят не враги
Карельские парламентарии тоже не остались в стороне от обсуждений. В Законодательном собрании Карелии состоялась уже вторая по счету встреча рабочей группы по введению налога на роскошь. Наши депутаты считают, что предложенные российскими чиновниками критерии «роскошности» действуют «не дальше Садового кольца». Роскошь по-московски и по-карельски – два разных понятия. Поэтому нам необходимы свои собственные критерии. Какими они будут – пока не ясно. Подготовить конкретные предложения депутаты обещали в конце апреля. Пока же на заседании рабочей группы звучала только общая информация. К примеру: Анатолий Шишкин, директор Института экономики КарНЦ РАН, предложил облагать налогом на роскошь только конкретные вещи, которые можно зафиксировать. Если человек сверхприбыль вкладывает в производство, то почему он должен что-то платить? А вот если в дорогую недвижимость или украшения, пусть раскошеливается.
– Мне кажется, у нового налога слишком агрессивное название, – добавил Шишкин.– Надо его как-то переименовать, чтобы поменять мировоззрение нашего народа. Люди должны понимать: те, кто платит этот налог, не враги, а, наоборот, добродетели и меценаты. Ведь на полученные от них деньги мы будем дороги и больницы ремонтировать, производство поднимать. За границей те, кто платит налог на роскошь, гордятся этим.
Чтобы определить критерии «роскошности», Анатолий Шишкин предложил вывести некий средний стандарт жизни для каждого региона. Все, что выше этого стандарта, и будет роскошью. Правда, в России уже когда-то пытались ввести такой стандарт, но из этого так ничего и не вышло.
Пересаживаемся на «Нивы»?
Другое предложение карельских парламентариев – налог на роскошь должен быть разным для каждого региона России, потому что уровень жизни везде тоже разный. Наши депутаты считают, что на севере страны людям живется получше, чем на юге, поэтому и платить они должны больше. Но самое главное – новый налог ни в коем случае не должен коснуться среднего класса. Две «однушки» в разных концах города или две бюджетные иномарки на семью – не роскошь. И карельские депутаты это понимают.
– Многие жители Карелии уже начинают опасаться, что богатые найдут, как выкрутиться и не платить, а отдуваться в итоге придется среднему классу и тем, кто живет чуть лучше, чем остальные, – говорят парламентарии. – Налог на роскошь должны платить только те, кто имеет сверхдоход. Таких людей на всю Россию – не больше тысячи.
Депутаты хотят одновременно присмотреться и к подоходному налогу. Сейчас его шкала слишком «плоская» – хоть ты 10 тысяч рублей заработал, хоть миллион, вычтут с тебя ровно 13 процентов.
– А ведь отдать 13 процентов государству для человека с зарплатой десять тысяч – это очень болезненно, – объясняют депутаты. – Другое дело, когда у тебя доход – миллион в месяц. Эти 13 процентов «подоходника» ты даже не почувствуешь. Именно поэтому налог на доходы должен быть дифференцированным, как на Западе. Там всех не стригут под одну гребенку. Лифтер может вообще ничего не платить, зато владелец завода заплатит все 40 процентов.
А вот с транспортным налогом можно быть и построже, считают наши парламентарии. В качестве одного из вариантов они рассматривают повышение транспортного налога для машин с мощностью двигателя больше 250 лошадиных сил, а не больше 400, как предлагают российские власти. На вопрос, как быть владельцам старых автомобилей с мощным двигателем, депутаты отвечают просто: а вы их не покупайте. Мол, вместо видавшей виды иномарки лучше взять нашу «Ниву Шевроле».
Кого это может коснуться?
Несмотря на то, что жители нашей республики любят «прибедняться», благосостояние растет с каждым годом. Если верить статистике, деклараций о доходах за 2011 год было подано почти в два раза больше, чем за 2010 год. При этом количество деклараций, в которых сумма заявленного дохода превысила миллион рублей, увеличилось в 3,5 раза! В диапазоне от одного до десяти миллионов рублей этот рост составил 3,9 раза. Кроме того, сразу четыре человека задекларировали доход в диапазоне от 10 до 100 миллионов рублей. Для сравнения: в прошлом году ни одного такого счастливчика не нашлось.
Известные люди Карелии – о налоге на роскошь
Илья Косенков, председатель объединенных профсоюзов Карелии:
– Профсоюзы эту инициативу поддерживают. Такой налог будет справедливым. Но главное, чтобы он не коснулся малоимущих граждан и среднего класса. Вообще в моем понятии налог на роскошь – для тех, у кого есть что-то сверх меры. Пусть даже человек эти деньги своим трудом заработал, он все равно должен платить. Не хочешь платить – вкладывай сверхприбыль в развитие своего предприятия. А если ты уже третий «Мерседес» покупаешь, это баловство.
Если налог на роскошь все-таки будет введен, нужно пересматривать и наши законы. Иначе многие богатые люди свои квартиры и машины просто переоформят на юридических лиц. А за служебную квартиру или машину платить уже не придется.
Александр Лукьянов, предприниматель, ресторатор:
– Я категорически против введения такого налога! Сами посудите: у нас большинство жителей республики вынуждены ездить на автомобилях-«кроссоверах». Стоимость такой машины начинается в районе миллиона рублей, но это не роскошь, а необходимость. По нашим ужасным разбитым дорогам на бюджетной изящной иномарке просто не проедешь. Разве мы в этом виноваты? Я считаю, автомобиль стоимостью до 2,5 миллиона рублей – никакая не роскошь. Да и вообще вся эта «уравниловка» людей и «закос» под Запад – не самая лучшая идея. Я не хочу, как финны, ходить в одинаковых спортивных костюмах или ездить на метро, как директор шведской «Икеи». Когда человек шаг за шагом выбивается в люди и работает по 15 часов в сутки, он и так достаточно платит. Богатство ведь не дается просто так. Чем выше поднимаешься, тем больше платишь. Государство от таких людей и так достаточно получает. Почему я потом должен платить за то, что собственным трудом повышал благосостояние своей семьи? Мне так и жить с семьей в «двушке» на Древлянке, чтобы меня не обложили налогом на роскошь? Вряд ли эти деньги действительно дойдут до простых людей. Поэтому вместо налога лучше бы что-то другое придумали. Если я на своей улице 20 метров нового асфальта положу – по-моему, будет полезнее, чем какой-то призрачный налог на роскошь.
Александр Степанов, депутат Законодательного собрания Карелии от КПРФ:
– В целом идея с налогом правильная. Но я не верю, что налог на роскошь принесет какие-то солидные доходы нашему бюджету. Это полумера. А надо предпринимать конкретные меры, которые бы коснулись именно сверхдоходов. До сих пор помню, как несколько лет назад акционер «Карельского окатыша» получил дивиденды за три года. Они были больше, чем годовой бюджет нашей республики! Что-то около 20 с лишним миллиардов рублей. Если уж мы хотим равняться на Европу, то там бы он заплатил не 13 процентов подоходного налога. А у нас он заплатил ровно столько. Вот где социальная несправедливость! А разбираться, у кого коттедж побольше или машина подороже – политически неэффективно.
Валентин Сватовой, предприниматель, хозяин кондитерской «От Валентина»:
– До сих пор не могу понять: трехкомнатная квартира для двух человек – это роскошь или все-таки норма? Недавно услышал очень хорошую шутку: у нас за 15 рублей неуплаченного штрафа не пустят за границу. А если ты украл 15 миллионов и находишься под следствием, то можешь вывезти в Лондон семью и там же попросить политическое убежище. Боюсь, как бы и с этим налогом на роскошь не получилось так же. Если олигархи найдут способ вывести свои доходы за пределы России, то нужно ввести такой закон, по которому они вообще не будут считаться гражданами нашей страны. Родина – это там, где ты платишь налоги.
Люди говорят
Иван, безработный, в прошлом – работник ОТЗ:
– Богатых людей сначала нужно сажать. А потом с тех, кто останется, уже брать налог. Я не верю, что в нашей стране честным трудом можно заработать богатство. Иначе бы рабочие, которые вкалывают по две смены, или труженики с сорокалетним стажем уже давно были бы миллионерами. Среднего класса в Карелии нет. У нас либо нищета, либо проворовавшиеся чиновники и якобы честные предприниматели. Третьего не дано.
Наталья Алямова, преподаватель ПетрГУ:
– К налогу на роскошь я отношусь положительно. Но это не решит всех проблем. Думаю, изменения в налоге на доходы были бы эффективнее. Пусть те, у кого доход большой, и платят больше. А те, у кого зарплата 7 тысяч, ничего не должны платить. А то роскошная машина или квартира – слишком обтекаемое понятие. Не понятно, что считать роскошью, а что – нет?
Татьяна Бреловская, парикмахер:
– Я с таким налогом не согласна. Если люди сами зарабатывали на машину или квартиру, почему они потом должны за это платить? У меня в семье, к примеру, тоже две машины. И две квартиры. Но все это зарабатывалось нами честным трудом. Нужен индивидуальный подход. Взять тех же олигархов. Я, конечно, сомневаюсь, что они все своим трудом нажили. Но вдруг это так? Да и не верю я в социальную справедливость такого налога. У нас же в стране как: одной рукой дают, а другой – забирают.
Иван Макеев, проводник:
– По-моему, отличная идея. Только пусть этот налог только олигархи платят. Вообще от доходов нужно отталкиваться. По мне так больше миллиона дохода – это уже солидная сумма, с нее можно и заплатить налог. А квартира или машина – это еще не показатель. Сейчас же все можно в кредит взять. Хотя, с другой стороны, если взял кредит такой – значит, есть чем расплачиваться.