Знаете ли вы, что любое доброе дело можно превратить в злое? Ну, например, решили вы старушек через дорогу переводить. Дело хорошее, правильное. Старушки, может, робеют сами-то переходить. А тут вы: подхватили, заслонили, перевели – все довольны и счастливы. Но если облачить перевод старушек через дорогу в форму приказа, то не позавидую я этим старушкам.
Это я, собственно, решил поговорить о добровольном пожарном обществе. Прекрасная же затея. Те, кому не безразлична судьба людей и строений, вступают в это общество, обучаются и потом помогают суровым огнеборцам бороться с огнем. Наверняка же есть в стране неравнодушные граждане. Можно даже рекламу какую-нибудь героическую пустить. Стих Маршака, мультик, поэтика пламенных будней, красивые мускулистые парни с открытыми, чуть закопченными лицами. Цикл короткометражек про пожары. Мама уходит на работу, девочка видит свечку и спички: чирк, пшик, свечка красиво светится на столе. Вдруг кошка, мышка, домашний хомячок – кто угодно – машет хвостиком, вскрик девочки, занавеска в огне! А у пожарной машины кончился бензин. Или спустило колесо. Или порвался шланг. Или диарея застала всю бригаду врасплох. У подъезда мечется безутешная мать. И тут крупным планом лицо прохожего. Чуть ниже, на лацкане пиджака, – значок добровольного пожарного общества. Он ловко проникает в квартиру, срывает занавеску, накрывает пламя пиджаком со значком, берет на руки девочку, кошку, мышку и хомячка и выносит их на свободу. Мама счастлива. Пожарные счастливы, в квартире догорает пиджак. Но значок не горит. Он гордо пробивается сквозь пепел. Конец фильма. Несколько таких нетленок, и народ потянется. Но можно, конечно, пойти другим путем. А именно – спустить на учреждения разнарядку. Из Москвы приказ: собрать три тысячи добровольцев. Где взять? Не колышет. Срок – месяц. И понеслось.
– Здравствуйте, это школа? Пожарные беспокоят. Нам бы двадцать человек в добровольную пожарную команду.
– Но у нас никто не хочет.
– Опачки! Да у вас же дверь узкая, окно широкое, подвал низкий, чердак высокий и огнетушитель прохудился... Будем закрывать школу?
– Ой, надо же! Добровольцы нашлись. Ровно двадцать. Физрук, трудовик, химичка, ботаник и все пятнадцать завучей.
Чудо. Добровольное пожарное общество пополняется все новыми членами. Каждый должен сдать ксерокопию паспорта с пропиской, подписать договор и звонко числиться добровольцем. И пофиг, что ботаник не хочет тушить пожары. Он боится и при первом запахе дыма сбежит. И химичка сбежит. И все пятнадцать завучей. Главное, пожарные отчитались, а учреждения обезопасили себя от закрытия.
Вообще, странная ситуация. По существующим противопожарным нормам, закрыть сегодня можно практически любое учреждение страны. Каждая школа, клуб, бар, театр или магазин являются зоной риска. Везде есть нарушения. А отдел надзорной деятельности МЧС может или заметить эти нарушения, или «не заметить». В зависимости от лояльности учреждения. Спасатели, кроме основной, нужной и важной своей функции, выполняют роль официального рычага воздействия. Хочешь нормально функционировать, дружи с теми, от кого зависишь. И тогда будет, в общем-то, не важно, прохудился у тебя огнетушитель или нет.
В общем, да здравствует добровольное общество перевода старушек через дорогу. Вступают все!