Общество Как выучиться на брандмейстера

Губерния
№19 (833) 09.05.2012

Проблема грязных дворов и улиц была актуальна и 100 лет назад.

Местный полицмейстер через «Олонецкие губернские ведомости» решил призвать к ответу домовладельцев и заведующих казенными и общественными заведениями. Теперь они были обязаны содержать в постоянной чистоте улицы напротив своих домов, мести и счищать там грязь и отвозить мусор в специально отведенное для этого Городской управой место. А еще полицмейстер требовал «озаботиться немедленной очисткой при дворах и пустопорожних местах накопившихся за зиму нечистот». А все нечистоты из погребов нужно было вывозить только в закрытых ящиках и бочках, и только в ночное время. Видимо, для того, чтобы никто не увидел чужие «прелести», которые провалялись всю зиму под полом. Полицмейстер добрался и до животных: свиньям, лошадям и коровам он запретил бродить по город-

ским улицам, хозяева должны были держать своих питомцев взаперти.

А чтобы город был не только чистым, но и красивым, в Олонецкой губернии впервые появилась артель. Там мастера на все руки производили малярные, штукатурные, печные и штукатурные работы. Артель приглашала всех желающих воспользоваться ее услугами. А в другом объявлении жителей губернии приглашали на курсы пожарных техников. По уставу туда принимались люди не моложе 18 лет от роду, окончившие учебное заведение не ниже городского училища. Будущим техникам могли назначить проверочный экзамен. Предпочтение же отдавалось тем, кто окончил средние технические и общеобразовательные учреждения, их принимали без экзаменов. Полный курс обучения длился два года. После этого ученики получали звание пожарного техника и занимали место брандмейстеров и инструкторов противопожарного дела. Новичкам предлагали приличный по тем временам оклад – около 1200 рублей.

Брандмейстеры недаром получали такую зарплату – труд у них был нелегким. Газета публикует рассказ о страшном пожаре, поразившем дом некоего господина Сурина. К сожалению, не обошлось без человеческих жертв. Момент начала пожара установить было невозможно, все произошло мгновенно. Примерно в час ночи горничные заметили выбивающееся наружу пламя. Пожарное депо находилось недалеко от горевшего дома, поэтому уже через десять минут обоз с брандмейстерами был на месте. Все это время полыхали коридор и задние выходы, поэтому дом быстро наполнился едким дымом, проникнуть туда было невозможно. Еще через десять минут пламя объяло уже все здание. Этому поспособствовал страшный ветер. Как пишет автор заметки, о спасении дома нечего было и думать. Пожарные решили сосредоточиться на локализации пожара и защите соседних построек – лавок и службы Сурина и дома Морозовых.

«Первая машина прибыла, насколько это возможно было по средствам команды, без опоздания, – вспоминает автор заметки. – Дело в том, что на обозе имеются 6 лошадей, которые и выезжают одновременно по тревоге в составе двух ручных труб, трех бочек с водой и хода с баграми и лестницами. Паровая машина на всякий случай остается в резерве и доставляется в случае значительного пожара лошадьми, которые привозят обоз». В этот раз за такой машиной лошадей послали сразу, но из-за плохой дороги, по которой лошади шли шагом, приехала она только через полчаса. В это время пожарные и добровольцы отважно боролись с огнем. О том, что их усилия не пропали даром, свидетельствовали уцелевшие смежные здания. Они, конечно, обуглились и пропитались дымом, но все-таки устояли. Примечательно, что одним из рукавов пожарной машины лично руководил городской надзиратель. Именно благодаря ему и удалось отстоять у огня подворные службы Сурина.

Жителям Олонецкой губернии были знакомы и другие современные проблемы. Пьянство расцвело бурным цветом. Как сообщает газета, от употребления спиртных напитков в апреле умерли сразу несколько крестьян. А ведь им не было даже 40 лет! Крестьянин деревни Еровой Вытьегорского уезда возвращался домой «в пьяном виде» и неожиданно для себя заблудился прямо на болоте. Выбившись из сил, бедолага присел на кочку отдохнуть, опустил ноги в воду и в таком положении уснул. Спустя пару дней крестьянина нашли точно в таком же положении – он замерз насмерть. Другой крестьянин, будучи сильно подшофе, «покушался на самоубийство». Односельчане вовремя успели вовремя вытащить пьяного из петли. Свой поступок крестьянин потом объяснил тем, что был сильно нетрезв.

Правда, уже буквально на следующей странице газета публикует заманчивое объявление, где предлагает недорого купить натуральный кавказский коньяк. Рекламу украшала внушительная картинка стоящего на утесе барана.