

Жители Карелии присмотрелись к гербу республики (у которой, кстати, на прошлой неделе был большой праздник – ей исполнилось 92 года) и сделали неожиданное открытие: мишка на гербе как две капли воды похож на льва, эмблема с которым украшает автомобили марки «Пежо». Разве только хвоста нашему зверю не хватает. Неужели столько лет мы не замечали, что карельский герб – часть автомобильной эмблемы?
Популярный символ
Историки просят не спешить обвинять автора нашего герба в плагиате. В геральдике существуют стандартные позы и изображения зверей, которые используются во многих гербах. А наш, ко всему прочему, еще и разрабатывали в смутные перестроечные времена, когда не до изобретений и оригинальности было.
– Лев используется во многих гербах, – говорит Илья Емелин, выпускник истфака ПетрГУ, автор дипломной работы и научных публикаций, посвященных гербам Карелии. – Это одно из самых популярных животных в геральдике. В каких только вариациях его не изображают: и с тремя хвостами, и с тремя головами, и с тремя туловищами. Есть даже морской лев. Помню, несколько лет назад из-за льва разгорелся спор как раз между автоконцерном «Пежо» и Иерусалимом. И в итоге Иерусалим даже решил изменить свой герб, чтобы не вызывать ненужных ассоциаций. Что касается медведя на карельском гербе, то он – прототип известного в Карелии ухтинского мишки.
Герб ухтинского правительства создавал известный финский художник Аксели Галлен-Каллела. 21 июля 1919 года в Ухте (Калевале) было сформировано Временное правительство Архангельской Карелии, объединяющей девять волостей Беломорской Карелии. У ухтинского правительства был свой герб, на котором красовался черный медведь с так называемым «висури» – национальным карельским ножом. На нынешний герб этот медведь попал уже в более «взъерошенном» виде. Но при взгляде на герб Ухты не остается сомнений: именно ухтинский медведь отчасти послужил прототипом для карельского мишки.
Медведь в геральдике не менее популярен, чем тот же лев. Да и поза на двух лапах, в которой он находится, – тоже довольно распространенная. Взять хотя бы герб Берлина – на нем мы можем увидеть точно такого же медведя, но более «прилизанного», а не лохматого. Создатель карельского герба заслуженный врач-физиотерапевт Юрий Нивин (он умер пять лет назад. – Прим.ред.) тоже выбрал это животное не случайно: медведь – культовый персонаж для финно-угорских народов и народов Европейского Севера. А изображение медведя в величественной позе указывает на его связь с человеком, его предусмотрительность и силу.
Ошибки
– Существует красивая городская легенда, которая гласит: если перевернуть медведя с карельского герба и убрать у него одну ногу, то получится карта нашей республики, – рассказывает Илья Емелин. – Но, думаю, у автора герба не было цели сделать это специально. А вот высунутый язык контрастного цвета и прорисованные когти – это, можно сказать, обязательный элемент. Если бы они не были выделены другими цветами, это, по некоторым источникам, символизировало бы трусость. Так что здесь автор все совершенно правильно сделал.
Но есть в нашем гербе и две серьезные ошибки, из-за которых он до сих пор не внесен в Государственный геральдический реестр. Во-первых, в нем нарушено основное правило геральдики – не накладывать цвет на цвет. В геральдике золото и серебро символизируют желтая и белая краски. Также в гербах можно использовать пять основных цветов. И ни в коем случае нельзя накладывать цвет на цвет, а металл на металл. У нас же черный медведь красуется на фоне цветного флага республики. Дело в том, что автор герба предлагал другой вариант карельского флага. Его использование в гербе не нарушило бы правил геральдики. Но в итоге выбрали тот флаг, который имеем. Одно время медведя пытались исправить и даже переделать: обводили золотым контуром и перекрашивали в золотой цвет. Но такой мишка не прижился.
Во-вторых, правила геральдики четко определяют, что должно размещаться над щитом. Это может быть либо корона, либо шлем. Но никак не восьмиконечная звезда. Автор герба решил поместить ее туда потому, что этот элемент часто встречался в карельской вышивке. Та же история и с боковыми элементами герба – ветками сосны и ели (они тоже заимствованы из вышивки). Они не являются геральдическими символами. По законам геральдики, держать щит должны отдельные фигуры, которые не могут быть частью самого герба. Специалисты утверждают: в случае с нашим гербом лучше его придумать и нарисовать заново, чем пытаться подогнать под стандарты. Но, по большому счету, внесен герб в реестр или нет – не так уж важно (к слову, в Карелии только герб Олонецкого района значится в геральдическом реестре России). Главное, чтобы жителям республики нравилось. А нам такой мишка очень даже по душе.