
Депутат карельского парламента, секретарь рескома КПРФ Александр Меркушев не побоялся прийти в нашу новую политико-психологическую рубрику «Политэкзамен». Впрочем, не так уж все и страшно. Гостю предлагается ответить на пять билетов из десяти. Вопросы самые разные, и тут уж как повезет. Может, придется рассказывать про первую любовь, а может, рассуждать о политических реалиях.
Александр Меркушев паинькой никогда не был. Так, за 7 месяцев армейской службы умудрился получить 115 нарядов вне очереди. «Политстудент» Меркушев дрался в электричке, боится покупать овощи и уверен, что власть надо отдать народу.
1. Если бы вам дали единоличное право создать новый закон, о чем бы он был?
– Надо вернуть власть народу. У нас продекларировано в Конституции, что суверенная власть принадлежит народу, в реальности же мы, депутаты, как представители народа, не можем принять закон, имеющий прямое действие. А как тогда народу осуществлять власть? Только через выборы, и передает ее народ неизвестно кому. Мы не парламентская республика сейчас, а президентская. Власть Советов была гораздо более эффективна с точки зрения депутатского корпуса, чем сейчас. И это печально. Нужна возможность прямого изъявления, закон о референдуме нужен. В Швейцарии их по несколько раз в год, а у нас – молчание, народ совершенно отстранен от власти. Он участвует в ней только от выборов до выборов. Тришкин кафтан латают с помощью общественных советов, общественных парламентов, но все эти советы ничего не выражают. Кто спрашивал жителей Петрозаводска: нужно ли нам столько магазинов в центре? Нужен ли транспортный коллапс? Никто никого не спрашивал, все решает небольшая группа людей – вот проблема сегодняшней власти в России.
2. Сколько вам нужно денег для счастья?
– Не существует денег для счастья. Счастье и деньги – разные вещи. Деньги нужны для того, чтобы просто жить. А как жить, определяет сам человек. Я вообще от денег всегда бегал. Они меня не любят, и я их тоже не люблю. Денег мне всегда хватало. Мне достаточно денег, чтобы просто поесть, хотя бы два раза в день, заплатить за квартиру, купить, если что-то износилось. Я абсолютно неприхотлив в одежде, в пище, веду почти спартанский образ жизни. Я не считаю, что надо тратить время, чтобы поесть лишний раз. Я могу сутки не есть, а только пить воду. А потом взять и поесть на ночь. Нормальное явление.
3. Что вы думаете о Навальном?
– Ничего не думаю, чего мне о нем думать. Кто такой Навальный? Юрист, а юристов много в России. Чьи интересы он продвигает? Я думаю, интересы либеральной буржуазии. Иначе откуда все эти разговоры, экраны, площади? Это внутривидовая борьба одной концепции и второй концепции нашей русской буржуазии. Мне Навальный совершенно безразличен, я проходил более сложные фигуры в нашей истории. Навальный – совсем мелкая сошка. Он обыкновенный гражданин, у которого хватает ресурсов, чтобы говорить то, что он говорит. Навальный – фигура, за которой стоят более значительные фигуры, чем он сам.
4. Сохранились ли у вас дома вещи коммунистического прошлого? И какую современную вещь вы бы никогда не купили?
– Конечно, сохранились. Полное собрание сочинений Ленина, трехтомник Карла Маркса. Магнитофон «Романтик» нечаянно нашел на полке. Есть посуда советской эпохи. Четырехкомнатная квартира от советской эпохи. Современную вещь? Я вообще мало занимаюсь покупками. Никогда бы не купил игрушки, я не знаю их качества. Я все время боюсь игрушек: в советское время были игрушки с высоким содержанием кадмия, а сегодня – китайский ширпотреб. Я бы не хотел покупать овощи, которые, к сожалению, сегодня покупаю.
5. Приходилось ли вам когда-нибудь драться?
– Все детство прошло именно в этом, и молодость. В школе, до школы, с друзьями, соседями, из-за девчонок. Реальная мальчишеская жизнь. Правда, в школе переросли, драки стали редкостью. В зрелом возрасте приходилось. Драка – не лучший вариант выяснения отношений, но приходилось защищать себя, других. Раньше не очень задумывался, вступиться или нет. Однажды дрался в электричке: их было четверо, я один. Они ругались матом на всю электричку. Я сделал замечание. Мне ответили, что на следующей остановке ты будешь лежать на перроне. Закончилось тем, что они тихо-мирно доехали до своей остановки и на выходе им кто-то навалял, помимо меня.
– То есть вы тоже наваляли?
– А чего не навалять? Я был молодой, здоровый, тренировался, не пил, не курил, штангу 90 килограммов поднимал. Мог стокилограммового мужика поднять и перевернуть. Сейчас понимаю, что драка не лучший вариант, но и бояться не надо. Я никогда не был инициатором драк, никогда не ударил первым.
На десерт нашим гостям мы предлагаем сыграть в игру «Ассоциации»: на произнесенное слово политик отвечает первое, что придет на ум. Ответы получаются самые неожиданные. С чем у Александра Меркушева ассоциируются слова «шоппинг», «застолье» и «Единая Россия», смотрите на сайте: http://gubdaily.ru.