Общество Нарушители поневоле

Ксения Сорокина
№26 (840) 27.06.2012

Жители сразу нескольких деревень и поселков готовы выйти на митинг, чтобы отстоять родное озеро. Местное население и дачники поселка Ведлозеро и деревни Юргилица возмущены: две недели назад им неожиданно объявили о том, что отныне в их озере больше нельзя ставить сети! И ладно бы речь шла о небольшой ламбушке, где рыба вдруг оказалась под угрозой исчезновения. Но озеро Ведлозеро – хоть и искусственный, но довольно крупный водоем, в который впадает река Видлица, текущая прямиком из Ладожского озера. В этом-то, кстати, и есть загвоздка: по мнению сотрудников карельского отдела Госконтроля и рыбоохраны Северо-Западного территориального управления Росрыболовства, раз речка течет из Ладоги, значит, озеро Ведлозеро принадлежит к бассейну Ладожского озера. А на Ладоге и почти всех ее бассейнах сетной лов запрещен.

Поздно спохватились

Логика, казалось бы, очевидная. Но люди недоумевают: озеру уже не один десяток лет, столько же лет в него впадает речка. Почему же чиновники только сейчас спохватились? Многим местным жителям (а их в поселке и деревне больше тысячи) рыбалка помогает прокормить семью. Озеро всегда помогало им выжить. На удочку же или троллингом, которые на озере все-таки разрешены, много не наловишь.

– Просто не представляем, как теперь быть, – вздыхают люди. – Озеро же наш кормилец, как на нем можно запрещать сетной лов? Раньше хоть по одной сетке на человека разрешали ставить, причем сети приходилось подписывать. Но мы были готовы все правила соблюдать, лишь бы рыбу ловить было можно. А теперь вообще ни с чем, получается, остались…

Каких только слухов не ходит по деревням и поселкам. Люди даже подозревают, что их озеро кому-то втихаря продали или сдали в аренду. И их опасения отчасти подтверждаются: по неофициальной пока информации, на одном из берегов Ведлозера питерские предприниматели собираются соорудить два форелевых хозяйства. Людям такого счастья и даром не надо: лет десять назад один бизнесмен уже разводил там форель. С тех пор вода в озере заметно помутнела, а летом оно безбожно цветет и покрывается зеленой «кашей».

В отделе Госконтроля и рыбоохраны настаивают: запрет сетного лова пойдет озеру на пользу.

– Сами подумайте, что важнее: рыбалка или охрана окружающей среды? – рассуждают чиновники. – Мы же об экологии озера заботимся. Ладно, если бы люди по одной небольшой сетке ставили. Но они же полотнища по полтора километра по всему озеру растягивают!

– Но сети наверняка вредят экологии озера гораздо меньше, чем форелевые хозяйства, которые там скоро появятся, – заметили мы.

– Ой, это когда они там еще построятся, – отмахнулись чиновники. – Слухи все это. Да и вообще непонятно, чего люди жалуются. Форелеводы им дороги строят и свет проводят, а они еще и недовольны потом.

Раньше не знали

На вопрос, почему же они именно сейчас спохватились и вспомнили, что озеро Ведлозеро относится к Ладожскому бассейну, в карельском отделе Госконтроля и рыбоохраны нам так и не смогли дать внятный ответ. Создалось впечатление, что чиновники старательно уходили от ответа: то заявляли, что сетной лов там всегда был запрещен, то сыпали номерами законов и приказов. Но ничего конкретного.

– Мы просто совсем недавно уточнили эту информацию, – туманно объяснили чиновники. – Почему именно сейчас? Ну, знаете ли, в Карелии 60 тысяч озер, пока до каждого очередь дойдет… Раньше мы просто не знали, что закон о запрете сетного лова распространяется и на озеро Ведлозеро.

Местные жители уже написали обращение в Федеральное управление Росрыболовства. Однако в карельском отделе Госконтроля и рыбоохраны ясно дают понять: пока закон не изменится, никто людям сетями на озере ловить не разрешит. В качестве альтернативы чиновники предлагают местным жителям регистрироваться в качестве частных предпринимателей, создавать ЧП, ИП или ООО, а потом объединяться в артели. Ведь промышленный сетной лов на озере почему-то не запрещен. Чиновники объясняют, что для участников артели выделяются определенная квота и в зависимости от нее количество разрешенных сетей.

Правда, в отделе предупреждают: артель – это вам не игрушка, ее участникам придется отчитываться перед налоговой и платить все необходимые налоги. Многие рыбаки, ставшие предпринимателями, уже пожалели. Так что выходов у местных жителей два: или смириться с запретом, или нарушать правила. Наверняка те, кому надо кормить семью, выберут последнее. Получается, чиновники своими запретами фактически сами делают из людей нарушителей.