Общество Бездонная задница

Александр Фукс
№26 (840) 27.06.2012

Должен сознаться, я очень психанул неделю назад. Когда эта Адвокатская шарашкина контора разбилась вдрызг о гнилую, в сущности, греческую стенку, я реально вознегодовал. Ну потому что сколько можно? И даже заголовок в «Московском комсомольце» меня совершенно устроил: «Уроды!». Передовицу, повествующую о подобном уродстве, никак иначе не назовешь. Но сейчас я уже поостыл и могу с вполне такой холодной печенкой поболтать о превратностях нашей футбольной судьбы.

Итак, почему практически у всей страны была такая реакция? Ведь это спорт, а в спорте все бывает. Тем более российские болельщики должны уже были привыкнуть к футбольной неполноценности своей сборной. Но нет. Расстроились, расплакались, раскричались, а из Аршавина сделали плевательницу и плюют в него ядовитой слюной презрения и негодования. Почему? Ирландцы же, небось, не сделали из своего сокрушительного поражения трагедии. На них отдохнули все три соперника, они пропустили девять мячей, забив всего один. Наши-то хоть побаловали нас глумлением над чехами, а ирландцам даже вспомнить нечего. И тренирует их, кстати, тоже иностранец. Но никто там почему-то не кричит об отсутствии у итальянца Траппатони ирландского патриотизма и не требует выслать из страны Даффа или Кина. Здесь ответ прост: у Ирландии нет наших амбиций. Мы же с младенчества знаем, что это мы спасли Европу от монголов, остановили Наполеона и победили Гитлера. Никто не сумел, а мы сумели. Это у нас одна шестая часть суши. Нашего Гагарина первым занесло в космос, наши балерины лучше всех ходят на цыпочках и, в конце концов, это мы всю дорогу мешали вонючке Америке завладеть миром. Нас со школы зомбируют идеей превосходства. Спортивные победы наша идеология всегда объясняла превосходством нашего строя. В общем, мы не ирландцы какие-нибудь, и все тут. Для них само попадание на Евро – праздник, а мы, прошу заметить, в 1960 году были чемпионами Европы. Причем самыми первыми. И наш Лев Яшин был единственным в мире вратарем, признанным лучшим игроком континента. Генетическая память, знаете ли. В общем, во-первых, амбиции.

А во-вторых, нежелание признать полную несостоятельность этих амбиций. Скажем, голландцы могут себе позволить пережить жуткий провал этого года без истерики. Они знают, что это временный сбой. Неблагоприятное стечение обстоятельств. Нужно что-то подкрутить в механизме, и все исправится. Они знают, что поколение Кройфа и Рессенбринка сменилось не менее выдающимся поколением Гуллита и Ван Бастена, а потом явился Бергкамп, за ним Давидс и Зеедорф, Ван Нистелрой и Ван Перси, Робен и Снейдер. Каждый год их футбол дает миру новых звезд, чуть не на каждом чемпионате они – главные фавориты, так что единичный, локальный провал можно и пережить. Так же как пережили в 2008-м свой позор итальянцы или в 2002-м – французы. Бывает. Это не системные сбои – их спортшколы хорошие, поля ровные и на смену одному поколению мастеров неизменно приходит другое, не хуже. Немцы вовсе даже в черные времена конца девяностых и начала нулевых не опускались ниже четвертьфинала. Единственные, кто регулярно может кусать свои локти, – это англичане. Но зато их клубы регулярно являются сильнейшими на материке. Что тоже, между прочим, немало. Мы же после каждого турнира убеждаемся лишь в одном: наш футбол в заднице, и задница эта бездонна.

Сейчас заговорили про то, что в сборную нужно вернуть отечественного тренера. Например, Газзаева. Он патриот. Любит Путина и «Единую Россию». При нем ЦСКА выиграл Кубок УЕФА. И словно не помнят, что сборная при Газзаеве пропускала четыре мяча даже от Израиля, проигрывая всем возможным футбольным карликам. А в ЦСКА всю погоду делали бразильцы. И главное, ни при нем, ни при Семине или Ярцеве сборная не показывала игры. Она напоминала лишенное пастуха стадо. У команды не было ни лица, ни воли. Голландец Хиддинк, по крайней мере, понимал, что делал, и при нем на сборную хотя бы было не стыдно смотреть. Но ведь и тогда наши умудрились проиграть абсолютно никакой Словении. Впрочем, лучше без патриотизма играть так, как при Хиддинке, чем с патриотизмом, но так, как при Газзаеве. Не говоря уж о том, что Грецию – команду без звезд и традиций – в чемпионы Европы привел восемь лет назад немец. Явно далекий от греческого патриотизма. Наши тренеры, как мне кажется, лишены очень важного качества – духа победителя. Они, будучи игроками, никогда не побеждали на крупных турнирах. Они тупо не верят, что Германию, Италию или Голландию можно побеждать, и потому выходят против этих команд обреченными, как кролики против удавов.

Много, в общем, о чем можно говорить. Можно говорить, что Аршавин играл очень хорошо, а слова его, сказанные после проигранной игры, – это вполне объяснимая реакция очень разочарованного человека. И Кержаков старался. А то, что не попадал, так у любого нападающего бывают черные полосы. Все там у них очень зыбко и тонко. Ведь не забей португальцы третий гол датчанам, и Криштиану Рональду мог стать главным антигероем чемпионата. Психология, однако… Ну и еще нельзя было Адвокату платить такие деньги. Семь миллионов евро в год! Даже тренер чемпионов мира Дель Боске получал в три раза меньше. А тренер хорватов – и вовсе в 12 раз. Я понимаю, что адвокаты, в принципе, много зарабатывают. Но не до такой же, блин, степени.