
О Киваче в Карелии знают все. Но ВСЁ ли мы знаем о Киваче? Не о самом водопаде, а о заповеднике с одноименным названием и о поселке, названном так же. Честно говоря, случайно проведав о безобразиях, творящихся там, не поверили в них сразу. Но, проведя журналистское расследование, убедились – правда! Жить и работать в одном из красивейших мест Карелии становится невозможным.
Непонятливым и наглым!!!
В воскресный день мы поехали на Кивач, чтобы еще раз полюбоваться гордостью Карелии. Час езды – и шлагбаум, за которым по образному сравнению Державина «алмазна сыплется гора». За проезд к водопаду – 80 рублей с человека. В принципе недорого, принимая во внимание то, что в стоимость билета входит посещение Музея природы заповедника. Но музей встречает туристов предельно лаконичным объявлением на дверях: «Музей закрыт на ремонт!!!». И ни «просим извинить за неудобства», ни предложения вернуть деньги.
Из любопытства заглядываем за угол здания – вдруг там есть что-то интересное? Любознательность вознаграждается сразу. На куске фанеры, приколоченном к столбу, корявыми буквами крупно выведено: «Особо непонятливым и наглым!!! Разъяснение: проход запрещен, штраф 2000 рублей». Н-да, отношение заповедника к посетителям выражено предельно ясно. Впечатление такое, что это именно тебя обхамили с головы до ног.
После посещения водопада возвращаемся на площадь. Идти приходится исключительно по новым деревянным мосткам. Растительный мир Кивача настолько уникален, что пешая прогулка по лесу может существенно навредить ему. Правда, рядом с мостками прямо на «уникальной» траве громоздятся кучи строительного хлама…
Кстати, назначенный в конце прошлого года директором заповедника Сергей Кожевников пообещал в республиканской прессе, что теперь «Кивач» будет менять лицо, что к началу туристического сезона откроется после ремонта «Музей природы», что экскурсионная зона будет выполнена в едином архитектурном стиле из рубленого бревна…
Нарубили бревен
Про музей мы уже знаем, а как насчет рубленых бревен? Прямо у места, где останавливаются туристические автобусы, они свалены в огромную кучу. Большинство потеряли товарный вид и даже чуточку подгнили. Хотя, справедливости ради, нужно отметить, что из рубленого бревна уже сделаны проходная и несколько скамеек. И начато строительство выставочного павильона (маленького и неудобного), в котором планируется продажа сувениров. Правда, вряд ли до конца туристического сезона данный долгострой заработает. Да если бы и достроили, вряд ли удалось бы купить-продать там даже самый захудалый сувенирчик. Ведь, как следует из письма директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды РФ: «На 2012 год Департаментом для ФГБУ «Государственный природный заповедник «Кивач» согласован перечень платных услуг, включающий только проведение экскурсий для посетителей заповедника».
Так что же, побывать на Киваче и не купить что-нибудь на память?! Впрочем, до настоящего разочарования дело не дошло. В экскурсионной зоне работают несколько киосков частных предпринимателей с сувенирной продукцией. Но выбирая милые побрякушки из карельской березы, изготовленные местными умельцами, улавливаем разговор одного из покупателей с продавцом:
– Можно свет включить?
– Нельзя, у нас уже с начала июня электричество отключили.
– Кто?
– Руководство заповедника.
Знакомимся с продавцами и с удивлением узнаем, что между ними и нынешним руководством заповедника идет «холодная война». Что, помимо отключения электроэнергии, на них накладывают административные взыскания, их таскают по судам и стращают другими неприятностями. Баталии эти начались не сегодня и даже не вчера. Администрация «Кивача» выживает «сувенирщиков», а они, как могут, сопротивляются. При этом никакой «сувенирной» альтернативы туристам не предлагается.
Благодарность за подарок
Киоски в экскурсионной зоне были построены на деньги самих предпринимателей (жителей п. Кивач) еще в 2005 году. По ценам того времени они обошлись почти в 50 тыс. рублей каждый. Но в 2010 году руководство заповедника посчитало, что стоят они здесь незаконно, и в результате переговоров был достигнут компромисс. Предприниматели безвозмездно передали в собственность заповедника свои торговые точки и пожертвовали по 108 тыс. рублей каждый. Взамен они получили договор о совместной деятельности, по которому приобрели право торговать в переданных киосках сувенирной продукцией. Срок договора истекал 31 октября 2010 года. Никто за месяц до этой даты не заявил о своем намерении расторгнуть договор, и предприниматели посчитали, что он продлен на новый срок. Новое руководство заповедника полагало иначе. Перед началом туристического сезона оно начало массированную атаку.
Из обращения директора заповедника «Кивач» Сергея Кожевникова природоохранному прокурору: «Вблизи водопада Кивач несколько индивидуальных предпринимателей фактически осуществляют захват имущества, находящегося на балансе учреждения». Это о киосках, подаренных заповеднику «захватчиками»!
«Указанные граждане… не только незаконно осуществляют торговую деятельность в заповеднике и размещают там свои товары, но и вообще не имеют даже прав по нахождению на его территории». А это уже о бывших работниках заповедника – пенсионерах, постоянно проживающих в поселке Кивач. Далее в письме именно их обвиняет директор в том, что начатая реконструкция не доведена до конца. Хотя остается совершенно непонятным, как торговля сувенирами могла повлиять на то, что не достроен выставочный павильон, не закончен ремонт музея, в разгар туристического сезона не работает сайт заповедника… Совершенно непонятна и фраза о незаконном нахождении на территории заповедника. Ясность в этот вопрос внес приказ С.В. Кожевникова № 18 от 26 апреля нынешнего года.
Пущать не велено!
Упомянутый приказ вызвал шквал возмущения у жителей поселка Кивач. Газета «Кондопожский край» цитировала в статье, посвященной данной теме, заявления местных жителей, направленных главе Кончезерского поселения А.Ф. Нефедову. Вот только одна цитата: «Директор издал приказ… согласно которому в п. Кивач устанавливается режим как в колониях-поселениях или как в гетто в период Второй мировой войны».
Перебор в оценке, конечно, но в целом возмущение жителей вполне оправдано. Ведь в данном приказе дается прямое указание инспекторам и контролерам заповедника (стилистика оригинала не изменялась): «Не допускать нахождение на территории заповедника, в том числе в экскурсионной зоне и в п. Кивач, лиц, не являющихся работниками заповедника и не имеющих разрешения дирекции или не оплативших стоимость посещения экскурсионной зоны, а также транспортных средств указанных лиц».
Кстати, вы никогда не сталкивались с инспекторами заповедника? Это люди достаточно серьезные. В соответствии с Положением о государственном природном заповеднике «Кивач» они могут проверить у гостей и жителей п. Кивач документы и, не найдя разрешения на пребывание в заповеднике, составить протокол и задержать. Затем обыскать, а если кто-то возмутится и начнет «качать права», то вполне может нарваться на «физическую силу, специальные средства – наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак и огнестрельное оружие».
Вот и думайте, как назвать такой режим проживания? Резервация? Колония-поселение? Гетто? Знаете, оценки, данные приказу местными жителями, уже не кажутся нам преувеличенными.
Власть без власти
А как же местная власть? Ведь Законом Республики Карелия «О городских, сельских поселениях» от 21 октября 2004 года поселок Кивач включен в состав Кончезерского сельского поселения.
– Я передал письма в администрацию района, но ответа пока не получил, – рассказал нам глава поселения Алексей Нефедов. – Я уточню и перезвоню вам через несколько дней, может, что-то прояснится.
Однако звонка от чиновника так и не последовало.
Мы позвонили редактору газеты «Кондопожский край» Сергею Кононову и спросили, была ли какая-то реакция со стороны власти и прокуратуры на публикацию о Приказе № 18?
– Никакой реакции не последовало, хотя прошло уже более двух месяцев, – заверил Сергей Кононов. – Молчат прокуратура, администрация Кондопожского района, не дают ответа и депутаты.
Странная ситуация. Есть поселок, в котором зарегистрированы и живут около сотни человек. Но распоряжается в п. Кивач не законно избранный глава, а назначенный Москвой директор заповедника. К примеру, именно он имеет право давать или не давать разрешение на строительство хозпостроек или бань. В результате некоторые частные бани спокойно дымят трубами в водоохраной зоне реки Суна, а другие, находящиеся вдалеке от воды, сносятся по решению суда, как самовольно построенные.
А еще злополучный приказ, по которому ты полностью бесправен в своем поселке. Как вообще такое могло случиться? Кто и когда включил земли населенного пункта в состав особо охраняемых земель?
Вот выписка из протокола межведомственного совещания, состоявшегося 9 июля 2009 года: «По мнению дирекции заповедника и Управления Росимущества по РК земли, занятые поселком, должны оставаться в категории земель особо охраняемых природных территорий». Иного мнения придерживались представители ФГУ «Кадастровая палата» по РК. Они считали, что «поселок, в котором прописаны и живут люди, и которые должны быть социально защищены, должен оставаться в категории земель населенных пунктов».
По идее, уже тогда местная власть должна была возмутиться и выступить в защиту интересов жителей поселка. Но она смолчала. И молчит до сих пор, малодушно позволяя дирекции заповедника делать жизнь людей невыносимой.
Наука торговать
Рассказ о «войнах» в заповеднике «Кивач» будет не полным, если мы не скажем несколько слов о его правовом статусе. В соответствии с Положением, утвержденным еще в 1997 году, «Государственный природный заповедник «Кивач» является некоммерческим природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением федерального значения».
Однако 26 марта 2009 года министр Минприроды России Юрий Трутнев издает Приказ № 71. Этим приказом вносятся изменения в положения о государственных природных заповедниках, находящихся в ведении Минприроды РФ. Фигурирует в нем и «Кивач». Приказ разрешает заповеднику заниматься приносящей доход деятельностью. Список достаточно широк. К примеру, «некоммерческое природоохранное государственное учреждение «Кивач» теперь может заниматься реализацией продукции сельхозпроизводства, питомников и ферм; реализацией древесины и продукции деревообработки; оказывать услуги, связанные с размещением, проживанием, питанием и отдыхом посетителей; осуществлять прокат транспортных средств, туристического оборудования и снаряжения и т.д.». Как думаете, если эти виды услуг будут действительно оказываться «Кивачом», останется у его сотрудников время на научную, природоохранную и просветительскую деятельность?
Идет «зачистка»?
Не хотелось бы так думать, но, судя по фактам, в заповеднике «Кивач» началась «зачистка» территории от местного населения. Людей просто выживают из поселка. Зачем это нужно? Местные жители не медлят с ответом:
– Нас выживут, а потом сделают в поселке базу отдыха или что-то в этом роде. Свято место пусто не бывает, обязательно найдутся желающие взять все в аренду.
А что, вполне правдоподобно. Помните, Минприроды дало право «Кивачу» торговать и оказывать услуги, связанные с размещением, проживанием, питанием и отдыхом посетителей? Если же учесть, что в год заповедник принимает примерно 80 тыс. туристов… Дело осталось за малым – освободить «особо охраняемую» территорию и предложить какому-нибудь денежному мешку из столицы начать на «зачищенной» территории прибыльный бизнес. Это, конечно, лишь предположение, но в непосредственной близи к заповеднику и даже в его охранной зоне уже сейчас продаются участки для строительства дач.