Общество Фанфан-дебил

Александр Фукс
№47 (861) 21.11.2012

Во время матча «Динамо» (Москва) – «Зенит» болельщики кинули петарду под ноги динамовскому вратарю Шунину. Петарда взорвалась, у Шунина ожог роговицы глаза и контузия. А за неделю до этого любители спорта подпалили стадион в Нижнем Новгороде. Они сожгли кучу пластиковых кресел и очень в связи с этим радовались. В Калининграде героические болельщики победили ОМОНовца. Во Владикавказе устроили массовую драку. Зачем? Так трогательно поклонники футбола выражают свою преданность любимой команде.

И вот же странность: я тоже люблю футбол. Я очень люблю футбол. Но совершенно не хочу жечь стулья в Нижнем Новгороде. Предание гласит, что еще во младенчестве я сквозь прутья детской кроватки пялился на маленьких черно-белых футболистиков, семенящих по крошечному экранчику нашего малюсенького телевизора «Старт». Первые лет пять жизни я плохо разбирался в тонкостях игры и болел за тех, кто как-то выделялся внешне. Так, кстати, болеют большинство женщин. Их восприятие футбола остается где-то на уровне пятилетнего мальчика. Им нравятся длинные волосы Марио Кемпеса, кривые ноги Пьера Литбарски, причесочка Криштиану Роналду или тигриный взгляд Чилаверта.

Впрочем, сейчас не об этом. Сейчас о том, что с годами нормальный болельщик начинает улавливать красоту игры. Он начинает восхищаться тем, что происходит на поле. А там происходит очень много симпатичного, тонкого и изящного. Чудеса паса, обводки и комбинаций. Там творили Пеле, Марадона, Кройф и Платини. Там рождаются гении и творятся драмы. Там Сократес и Баджо не забивают главные в своих жизнях пенальти, Ибрагимович летает вниз головой, а Зидан бодает Матерацци. В общем, если орать, гнать «волну» и дымить петардами, то пропустишь самое главное. По мне, так футбол лучше всего смотреть одному, без пива и тихо. Нет, можно на стадионе и громко. Нервы, эмоции, переживания. Я все понимаю. Но Шунина-то зачем взрывать?

Сейчас пишут, что петарды на стадион пронесли женщины. В презервативах «внутриполостным» путем. Типа, как в «Компромиссах» у Довлатова: «У женщин возможностей больше. Физиология более… укромная». Вот они, верные боевые подруги. На что только не пойдут ради праздника. Адреналин, веселье, дымовуха. Рядом – большие и агрессивные мужики вскидывают вверх большие круглые руки и рычат свои боевые кричалки. Их обыскивали при входе, у них ничего не нашли, но они провели с собой своих женщин. А в женщинах, как в кенгуру, они, ура, пронесли на трибуны гром и огонь… Говорят, и в Шунина зафинтилила фугасом барышня. Дальше в силу худосочности не докинула… Дебилы… Так недавно назвал фанов футболист Широков. Фаны обиделись.

А ведь еще они любят друг друга бить. Перед играми у них обязательно акции. Забьют стрелку – и в бой на кулачках. А то еще на палочках, на арматуре и кастетах. Так они доказывают свою верность любимой команде. И ведь вот что непонятно: вокруг хоккея – такого нет. Сама игра более агрессивная, там друг дружку размазывают по бортам и временами, сбрасывая краги, начинают махаться, как дворовая шпана. А болельщики тихие. Посидят, погалдят и разойдутся. Нет такого ни в баскетболе, ни в регби. Регбисты перед матчами поют друг другу угрожающие песни с матами и непотребными жестами. Там тоже полно страсти и борьбы. А фанаты при этом чтят Уголовный кодекс. Или в футболе заложено больше какого-то подтекста? Может, он на уровне неведомых науке флюидов пропитывает людей зверством и идиотизмом. Но… Я был на стадионе в Барселоне. Стотысячная толпа ревела, дышала и пела имя Месси, как молитву. А внутри этой накаленной толпы болели за своих несколько горсток англичан. «Барселона» проиграла. Болельщики горько вздохнули и разошлись. И все. Ни одной петарды, ни одного мордобоя. И это в горячей Испании. Значит, видимо, можно как-то без фанатизма.

Раньше весь мир боялся болельщиков из Англии. Они жгли машины, били витрины и резали недовольных. Это длилось довольно долго, но потом прекратилось. Лет пятнадцать Великобритания усмиряла своих фанов. Полиция, футбольная полиция, клубы, какая-то разветвленная система разведки. Каждого проблемного болельщика знали в лицо. Их не пускали на стадионы и сажали в каталажки. В итоге теперь англичан можно не опасаться.

Теперь есть мы. Красивые и мужественные. С круглыми полными руками и… укромной физиологией.